Джед Бэббин был помощником министра обороны в администрации первого Буша
6 июня 2002 года. Собираемся ли мы избавить мир от Саддама Хуссейна (Saddam Hussein)? В прошлую субботу в своих высказываниях, явно адресованных Саддаму Хуссейну, президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) подтвердил свою решимость действовать упреждающе, говоря, что "сдерживание неуравновешенных диктаторов, обладающих оружием массового поражения (ОМП), невозможно". Однако в опубликованных на прошлой неделе в других вашингтонских изданиях сообщениях говорилось, что комитет начальников штабов вооруженных сил США противится любой попытке устранить от власти Саддама Хуссейна в текущем году и активно лоббирует за то, чтобы вообще не проводить такую операцию. К счастью, согласно моим источникам, это толкование намерений комитета начальников штабов является совершенно неверным. Г-н Буш-младший решил устранить от власти г-на Хуссейна. Остается только решить, когда и как.
На эти решения влияют другие мировые заботы. Для того чтобы выполнить данное нами Турции обещание, что раздела постсаддамовского Ирака не будет, сейчас проводятся обсуждения на высоком уровне с нынешними и бывшими иракскими официальными лицами, имеющие целью это, а также получение гарантий, что новый Ирак не станет фундаменталистским деспотическим государством вроде Ирана. В то же время нам следует пригласить турок послать свои войска для совместной с нашими войсками операции в Ираке. Турки - превосходные вояки, а сделать так, чтобы мусульманские солдаты сражались плечом к плечу с нашими, значит послать остальному мусульманскому миру очень сильное сообщение.
Пока дипломаты бесконечно кружат вокруг друг друга, споры внутри Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.), как обычно, становятся горячими. Какой из видов вооруженных сил должен играть ведущую роль (в нападении на Ирак - прим. пер.) - а это всегда вызывает споры - куда менее важно, чем вопрос о том, насколько хорошо мы сделаем единственное дело, которое обязаны сделать в начальный период войны. То, что произойдет в этот краткий, но критически важный период, станет решающим для ответа на вопрос, сумеем ли мы не позволить г-ну Саддаму превратить конфликт в самую настоящую региональную войну, в которую будут втянуты Израиль и все арабские страны.
Дебаты в Пентагоне фокусируются на необходимости закрыть так называемую "коробку со 'Скадами'" (Scud - условное наименование, присвоенное Организацией Североатлантического договора (НАТО) одному из типов советских оперативно-тактических ракет - прим. пер.). У г-на Саддама имеются около 15 пусковых установок ракет "Scud-B", примерно по 6 ракет на батарею. Дальность стрельбы ракеты "Scud-B" составляет около 425 миль (1 сухопутная миля = 1,609 км). Если пусковые установки будут размещены как можно ближе к западной границе страны, их легко можно будет уничтожить. Но в Западном Ираке существует зона относительной безопасности, откуда можно осуществлять пуски ракет. Это прямоугольник, примерно ориентированный вдоль автомагистрали Багдад-Амман. Это и есть "коробка со 'Скадами'".
В 1991 году по Израилю были выпущены примерно 40 ракет "Scud", оснащенных головной частью в обычном снаряжении. Израиль не ответил на это только потому, что отец нынешнего президента США оказал очень сильное давление на израильское руководство. Если бы Израиль ответил, то наши "партнеры по коалиции" перестали бы нам помогать, и операция "Буря в пустыне" (Desert Storm) могла бы забуксовать еще до того, как Кувейт стал бы свободным. Если на этот раз нам не удастся использовать против г-на Саддама фактор внезапности, он снова начнет осуществлять пуски этих ракет по объектам на территории Израиля в надежде разжечь региональную войну, которой мы должны избежать. Сегодня иракские ракеты оснащены головными частями в химическом и биологическом, а не только в обычном снаряжении. Израиль развернул собственные ракеты - некоторые из которых могут быть оснащены головной частью в ядерном снаряжении - вдоль своей границы с Ливаном. Оттуда он может наносить удары по Сирии, Ираку и большей части территории Ирана. Израильтяне планируют упреждающие удары, если ими будет вскрыта подготовка к пуску иракских ракет. Это означает, что нам следует закрыть "коробку со 'Скадами'" до того, как предпринимать что-то еще.
Если мы хотим лишить г-на Саддама возможности осуществить пуск его ракет "Scud", мы не можем применить широко разрекламированный план "Сын Бури в пустыне" (Son of Desert Storm), сторонником которого является генерал Томми Фрэнкс (Tommy Franks). Сосредоточение вблизи границ Ирака группировки вооруженных сил США численностью более 200000 человек - это такое дело, которое невозможно сохранить в тайне. В дальнейшем при доработке планов (войны с Ираком - прим. пер.) исходили из того, что для достижения успеха - неважно, потребует ли это недели или года - в первые часы должны быть обеспечены внезапность, быстрота и активность действий. Некоторые утверждают, что вся кампания может быть проведена за 36 часов, что нереально. Есть много способов начать эту войну. Один из планов может выглядеть следующим образом.
Иордания может разрешить создать американо-английскую военную базу в своей пустынной восточной части, неподалеку от Ирака. Оттуда крупный отряд войск специального назначения может быть скрытно заброшен в Ирак. В первые минуты нападения мы закрыли бы "коробку со 'Скадами'", использовав эти наземные силы и самолеты-невидимки F-117 и B-2. В эти же первые минуты экипажи самолетов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) "Commando Solo" позвонили бы по мобильным телефонам каждому иракскому генералу, передав простое послание: "Выбирай между переходом на нашу сторону или смертью". Многие предпочли бы скорее войти в состав нового правительства, нежели погибнуть вместе со старым или же быть судимыми за военные преступления вроде пуска ракет "Scud" по гражданским объектам Израиля. Наши военно-воздушные силы (ВВС) обеспечили бы полное господство в воздухе за 6-12 часов.
Когда мы закроем "коробку со 'Скадами'", это станет сигналом возвращаться домой для примерно 30000 иракцев, которые в 1991 году бежали в Иран. Эти войска - довольно хорошо вооруженные и оснащенные военной техникой, включая танки - могут быстро войти в Ирак при незначительной помощи с нашей стороны. К концу первых или вторых суток они уже войдут в боевое соприкосновение с саддамовскими войсками. Мы - с их и турецкой помощью - захватили бы целыми и невредимыми иракские нефтяные месторождения, что позволило бы новому правительству Ирака очень быстро восстановить свою экономику. Если количество американских солдат, непосредственно участвующих в операции на земле Ирака, будет минимальным, это будет способствовать снижению напряженности между нами и арабскими странами. В последующие дни и недели, под прикрытием массированных ударов с воздуха, беженцы из Ирака должны захватить крупные города. Как только они захватят Багдад или Басру, второй по величине город Ирака, они могут объявить о новом, свободном Ираке.
С учетом того, что эта операция может потребовать недель или месяцев, в ходе ее второго этапа в Ирак будут переброшены два или три экспедиционных отряда морской пехоты, которые с большой скоростью выдвинутся к ключевым точкам страны. Мы не можем полностью сбрасывать со счета сопротивление иракских войск. Они используют все имеющиеся в их распоряжении средства вооруженной борьбы, включая химическое и биологическое оружие. Но с тем, что у них есть, даже самые лучшие из них не сумеют долго противостоять сочетанию воздушного нападения, натиска беженцев из Ирака и турок, а также (да хранит их Господь) морских пехотинцев США.
Существуют и другие планы, предусматривающие использование самых разнообразных сил. Вполне правильно, что комитет начальников штабов и органы военного планирования ведут споры относительно того, как и когда. Но это все, что сейчас происходит. Когда босс скажет "Давай", они пойдут вперед, будь это на следующей неделе или в следующем году.