Министры обороны 19 стран НАТО и России заложат сегодня первый камень большого строительства. НАТО нуждается в трансформации, чтобы быть готовой к борьбе с терроризмом, но угроза индо-пакистанского конфликта тяжким грузом ляжет на плечи участников встречи. Мадрид и Лондон публично выступили в поддержку проекта, но «малые» страны опасаются, что проект придаст слишком большой вес «лидерам» Альянса. Реформируя организацию, союзники хотят избежать того, что произошло во время операции в Афганистане прошлой осенью, когда США оставили Альянс в стороне
Дипломатический этикет обязывает: Сергей Иванов был принят как блудный сын. Неделю спустя после саммита в Риме, на котором с большой помпой праздновалось создание «новых отношений» между НАТО и Кремлем, российский министр обороны вступает в свои «полномочия», впервые участвуя на собрании своих коллег из Североатлантического альянса, как равный партнер.
Если оставить в стороне символику, у него не будет особого повода проявить себя: речь идет лишь о том, чтобы выпустить в свет «рабочую программу», в рамках которой будут в ближайшие месяцы проходить дискуссии в новом формате «двадцатки», где Россия получила место за круглым столом в числе других участников. Прежде с ней лишь консультировались, либо она участвовала в совещаниях в статусе «приглашенной державы».
На саммите в Риме, где собрались главы государств и правительств, по словам одного из участников, царила прекрасная атмосфера. Они вели себя, рассказывает он, «как школьники, которые вдруг узрели перед собой огромный новый мир». Но российский президент с места в карьер выразил сожаление своим новым друзьям, что ему не удастся принять участие в ближайшем саммите, который пройдет в ноябре в Праге и будет посвящен вступлению новых членов. Каждая из этих стран входила в прошлом в состав «Варшавского договора», до распада СССР. «Общественное мнение в нашей стране┘», -объяснил российский президент┘
Новое партнерство, однако, не обещает мгновенных чудес. «От имени двадцатки» Владимир Путин попытался примирить Индию и Пакистан на саммите в Алма-Аты. Российская газета «Московский комсомолец» заранее посчитала, что он «достоин Нобелевской премии мира». Но до этого еще далеко.
Кроме встречи с новым знакомцем, 19 стран НАТО будут заниматься своей внутренней кухней. И они не спешат приоткрыть оконце для любопытных русских.
Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld), министр обороны США, вновь предъявит свои требования европейцам: вкладывать больше денег в оборону. Это старо как мир, также как и императив о "burden sharing", «общем бремени» - одно из самых сильных положений альянса времен холодной войны. Но теракты 11 сентября требуют от НАТО модернизации, и старый принцип обрел новое звучание.
Тони Блэр (Tony Blair) и Хосе Мариа Аснар (Josй Maria Aznar) выразили озабоченность: не на волне ли внутренней политики Америка выдвигает подобные требования, они объяснили свои позиции партнерам в совместном письме. Этот демарш вполне оправдан со стороны британского премьер-министра, который, пользуясь «особыми отношениями» с американцами, расходует на оборону 2,7% от валового национального продукта. Менее очевидны причины, которыми руководствуется испанский премьер-министр и действующий президент Европейского союза, но некоторое время назад военный бюджет его страны составлял 1,2 % от валового национального продукта┘
Эта игра «возможностей» не только станет главным предметом сегодняшних и завтрашних дебатов, но и достигнет кульминации на ноябрьском саммите в Праге. В 1999 году в Вашингтоне страны НАТО уже согласились выделить средства для финансирования «58 приоритетных проектов» в этой сфере. В связи с разногласиями между крупнейшими финансистами и по большей части, в связи с отсутствием понимания со стороны общественного мнения, существует идея сократить этот список.
«Приоритетом приоритетов» должны стать повышение возможностей воздушного транспорта большой дальности, безопасность средств сообщения, разработка точных измерительных приборов и с полдюжины других требований. Генеральный секретарь Альянса, лорд Робертсон (Robertson) озвучил новый императив: «расходовать разумно и расходовать больше».