Шломо Бен-Ами - бывший министр иностранных дел Израиля, возглавлявший переговоры в Кэмп-Дэвиде и Табе
Настойчивые требования Израиля и международного сообщества, заключающиеся в том, что в Палестинской Автономии должны быть проведены глубокие структурные реформы, понятны и законны. Однако то же самое можно сказать и об ответе палестинцев, говорящих, что реформы и свободные выборы невозможны в то время, пока продолжается оккупация. Реформы и прекращение оккупации по своей сути связаны между собой.
Признание этого факта с нынешнего момента должно лежать в основе мирного процесса. Переход от анархичной и коррумпированной Палестинской Автономии к упорядоченной и прозрачной структуре должен сопровождаться ясными шагами, ведущими к окончательному урегулированию конфликта между Израилем и палестинцами. Независимость Палестины и демократические реформы должны увязываться международным сообществом воедино.
Для премьер-министра Израиля Ариэля Шарона (Ariel Sharon) призыв к реформам является удобным предлогом для уклонения от необходимости принятия трудных решений о выводе и демонтаже поселений - решений, о которых его коалиция не может и говорить. Израильское правительство национального единства может вести войну, однако оно распадется, если столкнется с миром.
В тоже самое время "оккупация" предоставляет лидеру Палестинской Автономии Ясиру Арафату (Yassir Arafat) и его окружению удобное оправдание для того, чтобы не проводить реформы. Более того, оккупация позволила г-ну Арафату уклониться от принятия трудных решений, приняв при этом обличье жертвы и подчинившейся обстоятельствам стороны. Это помогает замаскировать тот факт, что он является автократом, опасающимся принимать решения и неспособного - или даже хуже, не желающего - положить конец волне палестинских мучений. Отсюда вытекает и сопротивление Палестинской Автономии переменам, несмотря на повсеместную международную озабоченность коррупцией, отсутствием прозрачности и диктаторскими методами режима г-на Арафата.
Вместо этого г-н Арафат и его режим предпочли войну и интифаду, так как это способствовало объединению палестинского народа. Очевидно, что г-н Арафат поощряет интифаду (интифада - борьба палестинцев против Израиля - прим. пер.) не только в качестве средства давления на Израиль с целью прекращения оккупации, но и в качестве способа, позволяющего отклонить народный призыв к реформам и уменьшить недовольство населения плохим положением дел практически в каждой сфере жизни Палестинской Автономии.
Мирные договоренности, достигнутые в Осло в 1993 году, имеют серьезные недостатки, так как они не содержат обязывающих механизмов, которые повели бы палестинский народ по пути от состояния революционной войны к мирной и демократической государственности. Мирный палестинский режим имеет большое значение, так как он будет отвечать элементарным требованиям Израиля в сфере безопасности. Однако палестинская Автономия не только коррумпирована и неэффективна, она стала еще и прикрытием, убежищем для большого количества вооруженных боевиков, террористических банд и исламских фундаменталистов, настроенных на уничтожение любых шансов на достижение мира и стабильности.
Все это делает невозможным реформировать палестинскую систему изнутри. До тех пор, пока г-н Арафат будет оставаться у власти и пока не появятся пути для достижения мира и прекращения оккупации, все реформы будут иметь косметический характер.
Г-н Шарон считает уход г-на Арафата первым шагом к началу реформ и условием для возобновления мирного процесса. Однако палестинцы не согласятся пожертвовать своим легендарным лидером. Единственным выходом из тупика является учреждение многонациональных специальных сил - включающих и гражданских советников - на палестинских территориях для оказания помощи Палестинской Автономии в переходе к независимости и демократии, свободным выборам, экономической стабильности и согласованной системе безопасности. Эти силы должны действовать по принципу сил Организации Объединенных Наций, которые помогли становлению Восточного Тимора в качестве полноценного независимого государства.
Успех будет зависеть от строгих условий наступления мира, основанных на выводе израильских войск, демонтаже израильских поселений и практическом решении проблемы беженцев, которое не должно повлечь за собой их "возвращение" в Израиль. Условия мира, предложенные администрацией Клинтона (Clinton) до сих пор являются самыми продвинутым и точным набором принципов, на основании которых может быть достигнут разумный компромисс при условии полного соблюдения международной законности.
В дополнение к наблюдению за ходом реформирования палестинской системы международные специальные силы могли бы наблюдать за освобождением оккупированных территорий, демонтажем поселений и переселением беженцев на территории Палестинского государства, а также содействовать осуществлению этих процессов.
Международная мирная конференция, которую пытаются провести Соединенные Штаты, должна основываться на четких специальных предложениях, если ее целью является зарождение хоть какой-нибудь надежды. Через одиннадцать лет после того, как Мадридская мирная конференция инициировала ближневосточный мирный процесс, просто-напросто нехорошо продолжать говорить о "видениях мира", как бы откровенно это не звучало. Земля пророков всегда страдала от избытка видений и от недостатка механизмов и условий для их претворения в жизнь.
Международное сообщество, ведомое Соединенными Штатами, должно выработать специальный план и установить мир, лестью и уговорами заставив обе стороны согласиться на него.