Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чтобы ускорить банковскую реформу, российское правительство превращается в банкира

Официально, цель маневра - «ускорение необходимых реформ банковского сектора»,

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российское правительство готово превратиться в настоящего банкира: вчера было объявлено, что кабинет собирается выкупить у Центробанка (ЦБ) 99% акций Внешторгбанка (ВТБ), второго по величине банка страны. Это была давно запланированная акция, поскольку премьер-министр Михаил Касьянов, не колеблясь, отправил весной в отставку главу ЦБ Виктора Геращенко, который упрямо отказывался продавать акции. Вместо него был назначен более податливый Сергей Игнатьев

Слияние. Исполнительная власть выкупила второй по величине банк страны, Внешторгбанк (ВТБ), и готова к слиянию с третьим - Внешэкономбанком (ВЭБ), чтобы создать мощный государственный банк. Капитал будет открытым на 29%.

Российское правительство готово превратиться в настоящего банкира: вчера было объявлено, что кабинет собирается выкупить у Центробанка (ЦБ) 99% акций Внешторгбанка (ВТБ), второго по величине банка страны. Это была давно запланированная акция, поскольку премьер-министр Михаил Касьянов, не колеблясь, отправил весной в отставку главу ЦБ Виктора Геращенко, который упрямо отказывался продавать акции. Вместо него был назначен более податливый Сергей Игнатьев.

Официально, цель маневра - «ускорение необходимых реформ банковского сектора», в этой сфере хронически отсутствует прозрачность и доверие, что отпугивает иностранных инвесторов и бросает тень на улучшения в экономике России последних двух лет. «Инвесторы не спешат делать предложения, поскольку цели и стратегия банка им непонятны», - жалуется, например, президент ВТБ, Юрий Пономарев. На данный момент цели правительства также не ясны, как некогда цели ЦБ: «В настоящий момент можно с уверенностью сказать, - отмечает финансовый аналитик, - что лишь те инвесторы, которые согласятся со стратегией правительства, получат доступ к капиталам банка». Ясно одно: правительство совершило отличную сделку. В реальности, оно не собирается оплачивать акции ВТБ стоимостью 1,3 миллиарда долларов. ЦБ получит взамен государственные гарантийные облигации. Правительство рассчитывает получить звонкие и полновесные монеты, приватизировав часть учреждения. Уже давно Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) говорил о своей заинтересованности войти в долю ВТБ, на уровне 20%, но до сегодняшнего дня помехой тому были ссоры между правительством и ЦБ по поводу судьбы учреждения. Правительство также заявило о своем намерении привлечь частных российских и иностранных инвесторов, уступив им 29% акций, сохранив, однако, контрольный пакет ВТБ - 51% капитала. В прошлом году учреждение получило прибыль в размерах 300 миллионов долларов, что на 50% выше, чем годом ранее.

Наконец, чтобы окончательно надеть шапочку банкира, правительство, весьма возможно, собирается объединить ВТБ с третьим крупным банком страны - Внешэкономбанком (ВЭБ). В советское время два эти учреждения составляли одно, и были разделены в 1991. ВТБ занялся внешней торговлей, а ВЭБ стал представлять государство в делах, связанных с выплатой внешнего долга. Министр финансов Алексей Кудрин также упомянул о разделении ВЭБ на несколько секторов, один из которых будет исключительно коммерческим и войдет в ВТБ. Это слияние тем более возможно, что Касьянов намерен отправить в отставку президента ВТБ Юрия Пономарева, представителя «старой школы», близкого к Геращенко, назначив вместо него нынешнего директора ВЭБ, Андрея Костина, который, кроме всего прочего, принадлежит к кругу премьер-министра. С 1998 года он вел вместе с ним переговоры о реструктуризации российского долга западным кредиторам. Пресс-служба ВЭБ сообщила вчера, что подобное предложение было сделано Андрею Костину на встрече с Путиным, Касьяновым и Игнатьевым. Дело было улажено по-семейному: при Костине, правительство может быть уверено в том, что получит контроль над крупнейшим банковским учреждением, которое готовится создать. Однако, по мнению некоторых экспертов, создание нового банка имеет одно неудобство, так как «может усилить господство государственных банков в российской банковской системе».