Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Калининград в кольце Евросоюза

С июля 2003 года жителям российского анклава потребуется виза для того, чтобы пересекать границу соседних стран. Брюссель и Москва, которая требует создания транзитных коридоров, не могут найти общего языка

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на сильное давление Москвы, с июля 2003 года Вильнюс и Варшава, с согласия Брюсселя, введут визовый режим для российских граждан. Это решение, принятое в соответствии с Шенгенскими соглашениями, положит конец привилегии, которую до сего дня оставляют за собой 950 000 жителей Калининграда - пересекать границу стран на окраине Европы без всяких формальностей

История подает блюда. В меню - военные трофеи Сталина, Потсдамские соглашения (1945) и последствия холодной войны. Накануне нового расширения, Европейский Союз (ЕС) столкнулся с одной проблемой: у него на пути лежит российская территория, зажатая на побережье Балтийского моря между Польшей и Литвой. Речь о Калининграде, в прошлом - Кенигсберге прусских королей. Эта область была отрезана от метрополии после распада СССР, вскоре она будет «окружена» - по словам Владимира Путина - странами входящими в ЕС. Несмотря на сильное давление Москвы, с июля 2003 года Вильнюс и Варшава, с согласия Брюсселя, введут визовый режим для российских граждан. Это решение, принятое в соответствии с Шенгенскими соглашениями, положит конец привилегии, которую до сего дня оставляют за собой 950 000 жителей Калининграда - пересекать границу стран на окраине Европы без всяких формальностей. На польской границе достаточно предъявить паспорт, а на литовской - документ, удостоверяющий личность. На протяжении долгих месяцев Москва требует свободного перемещения россиян через транзитные «коридоры». Это требование неизбежно напоминает о Данциге и о начале Второй Мировой войны, и польская пресса не устает повторять это. В ответ ЕС и названные страны предлагают ввести дешевые долговременные визы, предполагающие многократные поездки. Диалог глухих. Хотя, по данным Европейской Комиссии, больше четверти жителей Калининграда - 260 000 человек - владеют международными паспортами. Власти говорят, что в состоянии выдавать более 50 000 таких документов в год.

«Еще до расширения Брюссель должен гарантировать жителям Калининграда их неотъемлемое право на свободу передвижения».

Это дело отравило атмосферу на саммите 29 мая. Безусловно, Россия получила от ЕС статус «страны с рыночной экономикой», но Владимир Путин ни на йоту не уступил. По его мнению, Брюссель не делает никаких усилий для того, чтобы «понять» жизненные интересы россиян. Адмирал Владимир Егоров, избранный с благословения Кремля губернатором области в конце 2000 года, еще больше сгустил краски, заявив, что введение виз приведет к настоящей человеческой трагедии. В местном парламенте, депутат Владимир Бегалин метал молнии против «шенгенского догматизма»: «Еще до расширения Брюссель должен гарантировать жителям Калининграда их неотъемлемое право на свободу передвижения». И добавил, что область должна стать «образцом сотрудничества» между Россией и┘ Европой, чье будущее, по его мнению, окутано тьмой. «Во Франции живет 5 миллионов арабов, у немцев есть турки, Ваши ресурсы иссякают. Наступит день и Вам придется просить помощи у России».

А пока все беды, свалившиеся на метрополию, бьют по анклаву вдвойне. Пытаясь оказать помощь, Брюссель уже выделил 40 миллионов евро, причем 5-6 миллионов поступят уже в этом году. Несмотря на упадок промышленности, загрязнение окружающей среды остается интенсивным: отложение химических продуктов в устье реки Преголя, низкое качество питьевой воды, выброс в атмосферу токсичных газов. Организация «Эко-Защита» бьет тревогу: с недавних пор компания «Лукойл» осуществляет нефтедобычу в открытом море в 22 километрах от национального парка, статус которого утвержден ЮНЕСКО. Кроме того, с конца 1970-х годов отводной канал сбрасывает воду в бухту - в ожидании завершения строительства очистительной станции, которое кажется бесконечным. «В 1995 году в Европейском банке реконструкции и развития был сделан запрос на получение займа, - говорит Сильвия Гурова, вице-мэр Калининграда, - потребовалось 6 лет, чтобы достичь соглашения». К этому нужно добавить обострение ситуации в сфере здравоохранения, в городе зарегистрирован повышенный уровень заболеваемости туберкулезом. Героин выкашивает население: «В 1999 и 2000 годах в среднем 160 человек умерли от передозировки, - говорит Александр Дрейзин, руководитель Калининградского наркологического реабилитационного центра, - в этом году жертв героина чуть меньше. В милиции зарегистрировано 10 000, но по различным оценкам, их число достигает 25 - 30 тысяч. Трафик наркотиков замедлился, и многие обратились к алкоголю». Остается добавить, что в России наблюдаются самый высокий темп роста заболеваемости СПИДом в мире, и Калининград «вышел» на второе место в России по этому показателю. «Пока город был закрытым, ничего подобного не было», - возмущается местный парламентарий. Все так. Но это не мешает Крису Паттену (Chris Patten), европейскому комиссару по внешним связям, назвать анклав «средоточием организованной преступности».

Пробка на широкой дороге говорит нам о том, что мы подъезжаем к Мамоново, одному из постов на польской границе. Обочины усеяны тарой и пустыми бутылками, водители спят в кабинах или курят, окидывая взглядом высокие решетчатые ворота, перекрывающие путь. Сейчас 8 вечера, большинство ждут уже с полудня. Время от времени очередь приходит в движение и сдвигается на корпус машины. Если нужно побыстрее, придется заплатить 50 долларов. Здесь все имеет свою цену, в том числе снисходительность таможенников в вопросах контрабанды.

Теневой бизнес.

При Борисе Ельцине, область получила статус особой экономической зоны, что дало ей право на снижение пошлин на импорт и производство промышленных товаров на 30%. В начале 2001 года, отмена этого режима вызвала такую бурю возмущения, что его пришлось ввести месяц спустя сроком на 10 лет. Здесь цены на бензин, водку и сигареты ниже, чем в соседних странах. «Одному человеку разрешается ввозить один блок сигарет, но некоторые ухитряются привозить по 50 - 100 блоков за раз», - улыбается Таня, что сидит за рулем старого «Опеля». Поляки и литовцы не остаются в долгу, но в российском анклаве «30% населения занимается приграничной торговлей», - говорит Сильвия Гурова. К этому нужно добавить еще и тайные каналы импорта автомобилей.

Конечно, благодаря особой экономической зоне компания BMW смогла открыть здесь завод по сборке автомобилей, а мебельная фабрика MaXick поставляет мебель из Амстердама в Хабаровск, но уровень жизни в области в 1,4 раза ниже среднего по России, по официальным данным. Треть жителей влачат жалкое существование. «Теневой бизнес составляет 60%, - поправляет Владимир Багалин, - и реальные доходы людей выше статистических». В Польше и в Литве средняя зарплата - в 6-8 раз выше.

«В начале 1990-х годов, - вспоминает Сергей Цыпленков, директор Калининградского социологического центра, - 20% жителей желали отделения от Москвы. В настоящий момент этот процент упал до 3-5%. Большинство людей считает вооруженные силы гарантом русской идентичности». Отважный Сергей Пасько, лидер Балтийской республиканской партии, не представленной в Думе, не колеблясь, вступает в борьбу с запретами. Он говорит, что не преследует никаких сепаратистских целей, и уважает федеральную Конституцию, но выступает за то, чтобы анклав получил «международный государственно-правовой статус» при сохранении ассоциированного членства в РФ, а руководители области утверждались бы в должности Москвой. Он хочет добиться референдума. «На мой взгляд, Брюссель выжидает время и хочет сыграть на разочаровании, он ждет, пока умонастроение людей изменится. Введение виз приведет к снижению уровня жизни. Мне жаль, но это единственный выход». В момент «усиления вертикали власти», Москва глядит в оба. В то же время, вздыхает высокопоставленный чиновник, «в балтийской зоне все процветают, кроме нас, необходима децентрализация: у нас меньше возможности проявить инициативу, чем у любого французского департамента»┘ Каждый мечтает, каждый чего-то не договаривает, но все знают, что евро, в отличие от солнца, восходит на западе.