Трудный день для Владимира Путина - в четверг ему пришлось сидеть на двух стульях. После телефонного звонка Джорджа Буша (George Bush) - который между делом сообщил российскому президенту о том, что американская администрация признала Россию страной с рыночной экономикой, хозяин Кремля должен был отправиться в Санкт-Петербург на свидание с еще одним своим другом, но совсем другого круга: с президентом Цзян Цзэминем (Jiang Zemin).
Глава китайского государства не слишком-то рад новым проявлениям российско-американской дружбы, начавшейся столь эффектно. Со времен Ельцина хорошие отношения Китая и России основывались на концепции «многополярного мира» и противостоянии американскому господству. Владимир Путин, похоже, оставил эту идею, пойдя на значительные уступки Вашингтону - согласившись с созданием противоракетного щита и, особенно, допустив развертывание американских сил в бывших советских республиках в Средней Азии, практически на границе с Китаем. Кремлевский владыка, однако, позаботился о том, чтобы успокоить общественное мнение, выступив на этой неделе в китайской прессе: «Прочный союз с нашим великим восточным соседом, Китаем, остается для нас приоритетным, но мы ведем сбалансированную внешнюю политику и желаем установления хороших отношений как с Востоком, так и с Западом».
Что касается присутствия десантников Дяди Сэма на своем заднем дворе и под носом Китая, Владимир Путин сказал, что не следует все понимать слишком просто: «Поверьте мне, Россия не испытывает ревности к своим соседям и союзникам. Они имеют право поддерживать отношения с третьими странами, в том числе и США. Мы больше не действуем по старым стереотипам». Китайскому президенту было тяжело проглотить эти слова вступительной речи россиянина.
Нет никаких сомнений в том, что вопрос об американском присутствии в Средней Азии будет вынесен на повестку дня так называемого координационного саммита «Шанхайской организации сотрудничества», который пройдет в пятницу в Санкт-Петербурге и соберет также представителей Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Киргизии. В ожидании Путина Цзян Цзэминь набирал очки: Перед ошеломленными российскими чиновниками он прочитал по-русски стихотворение Пушкина, таким образом показав, кто настоящий друг России. Присоединившись к нему, Владимир Путин продолжил обмен любезностями, и поблагодарил китайского президента, который год назад выступил с «исключительно полезной» инициативой - о подписании договора об экономическом сотрудничестве с Россией, что позволило товарообмену между странами достичь рекордной суммы 11 миллиардов долларов за такое короткое время.