13 июня свое действие прекращает важнейшее соглашение в области контроля над вооружениями периода «холодной войны»: Договор по ПРО, подписанный 26 мая 1972 года. Он ограничивал количество американских и советских систем противоракетной обороны. 13 декабря 2001 года Вашингтон с учетом предусмотренного шестимесячного срока денонсировал этот Договор. Документ мешал планам создания системы противоракетной обороны.
Договор по ПРО на запрещал иметь систему противоракетной обороны как таковую, он не позволял лишь, чтобы под ее защитой находилась территория всей страны. Документ допускал наличие двух наземных позиций противоракетной обороны: одной - для защиты соответствующей столицы и другой - для противоракетной обороны одной из баз стратегического ядерного оружия. К моменту подписания договора Советы создавали систему противоракетной обороны для защиты Москвы. США, со своей стороны, планировали развертывание оборонительной системы для защиты базы межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен». Обе стороны хотели оставить свои планы в силе. Задача Договора по ПРО заключалась в том, чтобы уравновесить ядерное устрашение с обеих сторон за счет понимания своей уязвимости. «Тот, кто стреляет первым, погибает вторым» - такой была логика «холодной войны». Однако в случае осечки такая политика обошлась бы слишком дорого. Население двух стран, которое практически находилось в заложниках друг у друга, оказалось бы беззащитными перед последствиями ядерных взрывов.
В восьмидесятые годы понимание этого стало для президента Рональда Рейгана (Ronald Reagan) стимулом для избавления от ядерного оружия путем реализации нового оборонного проекта «Звездных войн». Для реализации этого замысла администрация Рейгана выступила с более спорной и более широкой трактовкой Договора по ПРО. Согласно ей, должны быть разрешены оборонительные системы космического базирования. Однако проект «Звездных войн» провалился в силу большой стоимости и сомнений относительно технических возможностей его реализации.
В совершенно изменившейся стратегической ситуации нынешняя администрация Буша (Bush) избрала новый, прямой путь. В отличие от Рейгана, Буш не пошел на очередное, новое толкование Договора по ПРО, а просто решил выйти из него. Тем самым, открывается путь для создания оборонительной системы, способной защищать всю американскую территорию. Впрочем, теперь речь больше не идет о защите от России, а, преимущественно, от «государств-изгоев», которые будут располагать лишь небольшим количеством ракет дальнего радиуса действия. Как должна выглядеть архитектура этой обороны, вопрос остается открытым.
В Москве, особенно в Министерстве обороны, долгое время выступали против намерения американцев выйти из договора по ПРО. Там опасаются полной потери своих собственных возможностей для ядерного устрашения. Но для президента Путина важнее было использовать шанс, появившийся после событий 11 сентября, чтобы стать партнером Америки в борьбе против международного терроризма. Продолжение спора вокруг Договора по ПРО оказалось бы помехой этому. Выход из договора был наруку обоим президентам: Бушу, - поскольку он получал свободу рук в создании системы противоракетной обороны, а Путину, - поскольку его критики в своих же собственных рядах больше не смогли бы использовать дискуссию вокруг этого документа в качестве повода для нападок.
Действовавший в годы «холодной войны» тезис: «осознанная уязвимость - вклад в стратегическую стабильность» - в мире, в котором все больше государств проявляет интерес к оружию массового уничтожения, а также к ракетам, становится бессмысленным. Уже по одной этой причине инициированное США денонсирование Договора по ПРО является логичным шагом. Вашингтон одновременно делает ставку на сотрудничество с Москвой. Буш заявлял об этом еще в связи с выходом из Договора по ПРО. Во время своей встречи с президентом Путиным в Москве оба конкретизировали лишь свои цели. Москва, как и Вашингтон, хочет в будущем обмениваться информацией об оборонных проектах и посылать на соответствующие испытания своих наблюдателей. Кроме того, должны быть проведены переговоры относительно возможности совместной разработки систем противоракетной обороны. Таким образом, отказ от Договора по ПРО является важной вехой на пути к созданию новых рамочных условий стратегического характера с участием России.