Инстинкт выживания очень силен у этого человека. Верный себе, Ясир Арафат сбрасывает балласт, в то время как трон его шатается. 15 мая он пообещал депутатам Законодательного совета Палестины, парламента, которым он обыкновенно пренебрегал, начать «тотальное переустройство» Автономии. Как и следует в таких случаях, клятва сопровождалось признанием вины, и была воспринята с осторожностью. На памяти депутатов мало случаев, когда «раис» предпринимал что-либо против непотизма, афер и бесхозяйственности касиков автономии. Некоторые хранят жгучее воспоминание о тех репрессиях, которые последовали за петицией, бичующей «тираническую и коррумпированную клику», поданной в ноябре 1999. И все помнят тщетность призыва к «очищению», брошенному в январе 2001 года 13 палестинскими движениями. Восточный деспот неожиданно обратился к демократическим ценностям? Никоим образом. Арафат слишком хорошо знает, что прозрачность может стать фатальной для его власти. Человек с куфией на голове должен был сделаться уязвимым, чтобы дать «своим» - на словах - то, в чем он им отказывал так долго┘
Для палестинских низов реформировать Автономию - значит подчиниться требованиям оккупантов.
В первую очередь, предстоят выборы. Профсоюзные, муниципальные, парламентские и президентские. Когда? В конце 2002 года, в начале 2003 года, говорит его окружение. «Когда прекратится оккупация наших территорий», - уточняет «Старик», угрожая роспуском Избирательной комиссии, которую эта неясность раздражает. Затем, Конституция. Все бывает: узник Рамаллаха ратифицировал фундаментальный закон, принятый парламентом в┘ 1997 году. К тому же 14 мая он подписал (после 18 -месячных раздумий) закон о независимости судебной власти. И более того, 3 июня ожидалось сокращение кабинета, до 20 министров вместо 29. Сокращение штата достигнуто ценой слияния министерств - экономики, социальных дел и образования - либо простыми отставками. Прощайте, портфели министров окружающей среды, парламентских дел или неправительственных организаций, прощайте, министры «без портфелей». Намечено создание системы правления, соответствующей «гражданскому обществу». И еще одно важное предложение: реформа службы безопасности, проект будет осуществлен при поддержке ЦРУ и египетской разведки. Армия, полиция, разведка: с десяток конкурирующих ведомств Автономии будут подчинены четырем управлениям, главы которых войдут в Совет национальной безопасности. Наиболее влиятельный орган, отдел Внутренней безопасности достанется генералу Насеру Йусефу (Nasser Youssef), суперполицейскому, верному «раису». К большому разочарованию руководителей сил превентивной безопасности на западном берегу реки Иордан и в Газе, Джибриля Раджуба (Jibril Rajoub) и Мохаммеда Дахлана (Mohammed Dahlan), предполагаемых преемников Арафата.
Народ отказывается от «соглашений» с Израилем.
К несчастью, Раджубу не удалось добиться поддержки официального Египта. Что касается Дахлана, то он стал ключевой фигурой саммита к Кемп-Дэвиде летом 2000, а теперь расплачивается за свою нетерпеливость (1). Дахлан, обласканный Вашингтоном, добивался поста «верховного координатора» будущего отдела безопасности, призывал Арафата реорганизовать кабинет министров, выступал за омоложение аппарата «Фатх», доминирующего движения в Организации Освобождения Палестины, затем безуспешно пытался добиться назначения на пост министра внутренних дел. В зловонных улочках лагерей беженцев, он и его союзники не пользуются популярностью, более того, они глубоко дискредитировали себя. Это касается иракского курда Мохаммеда Рашида (Mohammed Rachid), финансового советника Арафата и опытного афериста, и Хасана Асфура (Hassan Asfour), министра и переговорщика. Первый мог стать жертвой теракта в Газе в середине мая, а второй был жестоко избит. Для палестинских низов, эта троица отмечена печатью бесчестья: соглашения, целью которых было снятие осады базилики Церкви Рождества в Вифлееме, подписанные ими, считаются постыдными, то же касается осады «Мукаты», штаб-квартиры «Старика» в Рамаллахе. Всех троих обвиняют в связях с «врагами-сионистами». Безразличие к обещаниям сверху объясняется тем же. Реформировать Автономию - значит подчиниться требованиям оккупантов.
Зачем нужна такая «палестройка»? Арафат, который в августе отпразднует свое 73-летие, согласился кодифицировать власть, которая уходит у него из под ног. Согласился реформировать разрушенные полицейские структуры и правосудие, которое почти никого не судит. Согласился организовать выборы под давлением. Операция «Защитная стена» принесла с собой опустошение, уничтожила инфраструктуру псевдо-автономии, раздробила администрацию, находившуюся в зачаточном состоянии. Никогда еще, после мирных соглашений в Осло, израильское иго не было еще таким тяжким для палестинских анклавов, которые стали жертвой постоянных вторжений. Вот почему Ариэль Шарон (Ariel Sharon), который желает разбить западный берег реки Иордан на 8 «кантонов», насмехается над амбициями «реформаторов»: его генералы, алчно жаждущие завоевания Иудеи - Самарии, не имеют никакого желания отказываться от предоставленной им свободы действий. Над кем царствует «Старик»? У него нет власти даже в «Фатх», переживающем глубокий раскол, вооруженное крыло партии - «Бригады мучеников Аль-Аксы» глумится над ним. Доказательством может служить недавняя клятва о полном прекращении террористических действий против мирного населения Израиля, столь же пустая, сколь и торжественная.
Новый соперник «раиса».
Если наследство «захирело», то порядок передачи власти не изменился. На президентских выборах шестилетней давности Арафат получил 88% голосов. Сегодня, согласно опросам, он набирает 35% голосов и по-прежнему опережает Марвана Баргути (Marwan Barghouti), лидера «Фатх» на западном берегу реки Иордан (19%), находящегося под арестом, и больного тетраплегией исламиста Ахмада Ясина (Ahmad Yassine), духовного вождя «Хамас» (13%). Эта фикция борьбы обретает плоть и кровь в лице нового соперника Арафата: им стал 54-летний профессор политических наук из Наблуса, Абдул Саттар аль-Кассем (Abdel Sattar al-Qassem), представитель «националистского и исламского течения». Он хочет вступить в борьбу с действующим президентом. Если авантюра «раиса» приведет к успеху, и ему удастся исправить нравы своих приближенных, то Автономия выполнит восхитительную миссию: она умрет здоровой.
(1) См. Шарля Андерлен (Charles Enderlin). «Разбитые мечты». История провала мирного процесса на Ближнем Востоке, 1995 - 2002, , изд. Fayard.