Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Упреждающие удары станут военной политикой Соединенных Штатов

"Природа противника стала иной, характер угрозы изменился, а потому нужно менять и ответную реакцию", - сказал один высокопоставленный представитель администрации США

Упреждающие удары станут военной политикой Соединенных Штатов picture
Упреждающие удары станут военной политикой Соединенных Штатов picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Администрация Буша-младшего разрабатывает новую военную доктрину, которая отказывается от основ сдерживания и устрашения времен "холодной войны" в пользу упреждающих ударов по террористам и враждебным Соединенным Штатам государствам, обладающим химическим, биологическим или ядерным оружием. Новая доктрина будет изложена Советом национальной безопасности в рамках первой для администрации Буша-младшего "Стратегии национальной безопасности", которая готовится к публикации нынешней осенью.

Вашингтон, 10 июня 2002 года. Администрация Буша-младшего (George W. Bush) разрабатывает новую военную доктрину, которая отказывается от основ сдерживания и устрашения времен "холодной войны" в пользу упреждающих ударов по террористам и враждебным Соединенным Штатам государствам, обладающим химическим, биологическим или ядерным оружием. Новая доктрина будет изложена Советом национальной безопасности в рамках первой для администрации Буша-младшего "Стратегии национальной безопасности", которая готовится к публикации нынешней осенью. Один высокопоставленный чиновник администрации США сказал, что этот документ, не отказываясь от сдерживания и устрашения, впервые дополняет их "упреждением" и "оборонительным вмешательством" как формальными опциями для нанесения ударов по враждебным странам или группам, которые кажутся полными решимости применить против Соединенных Штатов оружие массового поражения (ОМП).

Г-н Буш-младший намекнул на новую доктрину в своем обращении к нации в январе нынешнего года, когда назвал Ирак, Иран и Северную Корею "осью зла" и предупредил, что не допустит, чтобы они угрожали Соединенным Штатам своим ОМП. Впервые президент США сформулировал новую доктрину в своем выступлении в военной академии США Уэст-Пойнт1 июня. Принимая новую доктрину как часть официальной стратегии безопасности, администрация Буша-младшего вынудит американских военных и представителей разведывательного сообщества США осуществить некоторые из самых крупных в истории перемен. Внутри администрации и среди комментаторов оборонных проблем уже развернулись острые дискуссии относительно того, какие перемены нужно осуществить, и реалистична ли доктрина упреждающих ударов. Существует, однако, общее согласие, что принятие доктрины упреждающих ударов станет радикальным отходом от проводившейся на протяжении полувека политики устрашения и сдерживания, которая строилась на предпосылке, что противник не станет наносить удар по Соединенным Штатам из опасения неумолимого и более мощного удара возмездия.

Официальные лица администрации США, разрабатывающие новую доктрину, заявляют, что Соединенные Штаты были вынуждены после 11 сентября пойти дальше устрашения вследствие наличия угроз со стороны террористических группировок и враждебных Америке государств. "Природа противника стала иной, характер угрозы изменился, а потому нужно менять и ответную реакцию", - сказал один высокопоставленный представитель администрации США, отмечая, что террористы "не имеют территории, которую должны защищать┘ и что непонятно, как можно устрашить от нападения, подобного тому, что произошло 11 сентября".

Новая доктрина уже вызвала острые споры в Пентагоне (министерство обороны США - прим. пер.) и среди военных стратегов относительно практической осуществимости и мудрости упреждающих ударов по тайным террористическим сетям и складам оружия. Она вызвала озабоченность также и в Организации Североатлантического договора (НАТО). Министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald H. Rumsfeld) сказал 18 союзникам США по НАТО в Брюсселе в прошлый четверг, что этот альянс не может больше ждать "абсолютного доказательства", чтобы начать действовать против террористических группировок или угрожающих стран, у которых имеется химическое, биологическое или ядерное оружие. Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон (George Robertson), отвечая на высказывания г-на Рамсфелда, сказал, что НАТО остается оборонительным альянсом. При этом он добавил: "Мы не собираемся навлекать на себя новые проблемы, чтобы потом их решать".

Некоторые аналитики оборонных проблем заявили, что упреждающие действия несут с собой опасность развязывания кризиса, который быстро может усилиться в результате давления с обеих сторон в пользу возможно более скорых действий - что вынудит их, говоря языком ядерной игры, "немедленно использовать ядерное оружие или лишиться его навсегда". "Упреждение кажется привлекательным на первый взгляд, - сказал аналитик оборонных проблем Харлан Улльман (Harlan Ullman). - Но, если копнуть глубже, оно становится все более и более сложным и опасным". Критики отмечают также, что плохо подготовленный и проведенный удар таит в себе риск разбрасывания отравляющих веществ, биологических спор или радиоактивных материалов в атмосфере, что может привести к гибели многих тысяч людей, причем не только в стране, по которой наносится удар, но также и в соседних странах.

Даже сторонники упреждающих ударов как внутри, так и вне правительства соглашаются, что эта, более агрессивная стратегия требует куда лучшей и иной разведывательной информации, чем ныне собирает правительство, причем в такое время, когда подвергаются критическому переосмыслению возможности Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США и Федерального бюро расследований (ФБР) США по выполнению возложенных на них обязанностей.

Мишель Флауэрной (Michele Flournoy), бывший специалист Пентагона по распространению оружия в мире, утверждает, что, если Соединенные Штаты хотят, чтобы упреждающий удар был эффективным, необходимо его наносить до того, как разовьется кризис, чтобы уничтожить запасы оружия противника. В ином случае, сказала она, противник сможет принять меры по защите этих запасов оружия или просто их рассредоточить. "В ряде случаев упреждающие удары по запасам ОМП противника могут быть наилучшей или даже единственной опцией для того, чтобы избежать катастрофической атаки против Соединенных Штатов", - сказала она.

Как сообщили официальные представители Пентагона, в соответствии с новой доктриной, первый (или упреждающий) ядерный удар будет рассматриваться как крайнее средство, особенно для уничтожения объектов биологического оружия, которые лучше всего поражаются в результате длительного теплового воздействия ядерного взрыва. В данный момент фокусом усилий стратегов является отыскание новых путей и способов использования обычного оружия для обнаружения и уничтожения арсеналов оружия, и особенно ракет, которые используются для доставки ОМП к целям. С этой целью Пентагон изучает возможность осуществления "рейдов без предупреждения", которые идут значительно дальше внезапных воздушных налетов. Главным инструментов таких внезапных рейдов станет новое тактическое формирование, получившее наименование "Объединенная скрытная тактическая группа" (Joint Stealth Task Force), которая включает в себя наиболее труднообнаруживаемые элементы всех видов вооруженных сил, включая летательные аппараты, способные избегать радиолокационного обнаружения, войска специального назначения и атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), переоборудованные в войсковые транспорты, имеющие на вооружении крылатые ракеты.

Г-н Рамсфелд и его высшие помощники, наряду с изменениями в вооружении, доктрине и организационной структуре, пытаются изменить умонастроения американских военных. "Упреждение┘ совершенно противоречит американской политической и стратегической культуре, - написал в опубликованном в этом году Центром оборонной информации эссе специалист по проблемам обороны Фрэнк Хоффман (Frank Hoffman). В прошлом, отмечают аналитики, Соединенные Штаты считали внезапные нападения "из-за угла" постыдными, такими, которые бывали направлены против американского народа, но не могут быть инициированы американцами.

Один высокопоставленный представитель вооруженных сил США по этому поводу заметил, что угрозы 21-го века невозможно оценивать мерками прошлого. "В мире, в котором мы живем, недостаточно устрашать, - сказал этот представитель. - Нужны более широкие возможности, большая гибкость, более тонкие опции и новые выборы". Как сказал этот представитель, военные ученые и стратеги разрабатывают новые системы оружия и возможности, чтобы дать г-ну Бушу-младшему "опции, отличные от тех, которые он мог бы иметь в прошлом".

В Пентагоне ученые, работающие в созданном в 1998 году для противодействия угрозе от ОМП Управлении по снижению угроз (Threat Reduction Agency) с бюджетом в 1,1 млрд. долл. США, изучают, как лучше атаковать и уничтожать высокозащищенные бункеры глубокого залегания, в которых хранится химическое, биологическое и радиологическое оружие, с помощью усовершенствованных авиабомб, снаряженных обычным взрывчатым веществом, а также с помощью маломощных ядерных боеприпасов и даже ядерных боеприпасов с большим тротиловым эквивалентом. "Было непонятно, какое оружие нужно нам для будущей войны, - сказал директор этого управления Стефен Янгер (Stephen M. Younger). - Но 11 сентября все это прояснило. И мы все лучше понимаем характер угроз, с которыми будем сталкиваться, а также типы оружия, которые нам потребуются для противодействия этим угрозам".

Г-н Янгер поведал, что его подчиненные работают над усовершенными сверхпрочными ракетными боеголовками в обычном снаряжении, способными пробивать подземные железобетонные сооружения и уничтожать биологические агенты с помощью длительного воздействия исключительно высоких температур. "Мы хотим приобрести способность использовать минимальные силы и средства для достижения военных целей и, если это в принципе возможно, делать это с помощью обычного оружия, - сказал г-н Янгер. - Мы не хотим пересекать ядерный порог, если только это не будет вызвано национальными чрезвычайными обстоятельствами". Однако, как он отметил, некоторые подземные бункеры настолько прочны, что "для их уничтожения требуются ядерные боеприпасы большой мощности". В определенных обстоятельствах могут оказаться полезными и маломощные ядерные боеприпасы, но они несут с собой риск рассеивания биологических агентов на больших площадях.

В докладе г-на Рамсфелда "О состоянии стратегических ядерных сил (СЯС) США", подготовленном в конце прошлого года, сказано, что "должны быть созданы новые возможности для борьбы с вновь возникающими угрозами, в частности, для уничтожения высокозащищенных подземных сооружений глубокого залегания". Там сказано также, что в число ядерных опций, которые могли бы оказаться полезными для удара по подобным объектам, входят "усовершенствованные заглубляющиеся в землю боеголовки". Высокопоставленные сотрудники администрации США подчеркивают, что использование ядерного оружия в тактических целях изучается, но активно не готовится. "Никто особенно не стремится думать о применении тактического ядерного оружия, - сказал один высокопоставленный представитель, - Этого мы делать не намерены". Самой важной для Пентагона задачей, по словам этого представителя, является разработка методики "усовершенствованных ударов с применением обычного оружия".

Внутри Пентагона кое-кто подозревает, что новая доктрина будет вскоре опробована на практике. "Я думаю, президент пытается подготовить американский народ "к какому-то упреждающему действию" против Ирака, сказал один пентагоновский консультант. По его мнению, это не обязательно будет удар по иракским складам оружия; вместо этого могут быть захвачены его нефтяные месторождения. Другой высокопоставленный представитель администрации США отверг возможность нападения на Ирак, которое было бы "как гром с ясного неба".