НАТО становится всемирным дискуссионным клубом?
Кто следующий вступит в НАТО? Китай? Япония? Северная Корея? В Европе почти все заинтересованные страны уже высказали свое мнение по этому поводу. Евгений Марчук, секретарь Совета национальной безопасности Украины, заявил, что его страна в ближайшее время начнет предпринимать действия в целях вступления в Северо-Атлантический союз. Смахивает на насмешку заявление Александра Лукашенко, что в новых условиях в НАТО могла бы вступить даже Белоруссия - После того, как за «натовским» столом нашлось место и для России и провозглашения Римской декларации в этой области уже нет ничего невозможного. Через несколько лет мы можем с удивлением обнаружить, что уже являемся членами континентального (а может быть и евроазиатского) дискуссионного клуба, на манер беззубого ОБСЕ.
Дублер НАТО
После встречи в Пратика ди Маре под Римом известно, что Совет НАТО-Россия должен собираться два раза в год на уровне министров обороны, два раза в месяц на уровне заместителей министров и раз в неделю на уровне послов. Также известно, что НАТО будет сотрудничать с Москвой в девяти избранных областях: от неопределенной «борьбы с терроризмом», совместного строительства системы обороны против ракет ближней и средней дальности до спасения на море и сотрудничества при ликвидации последствий природных катастроф. Только неизвестно, чем будет этот самый Совет НАТО-Россия. Каковы будут его задачи и сфера компетенции? Заменит ли он прежнее НАТО? Вопросов очень много: будет ли Северо-Атлантический союз, который мы знали 53 года, существовать и дальше, или одновременно с созданием этого совета за нашей спиной возникла какая-то новая организация с неясными очертаниями.
До сих пор нет недостатка в маловерах, которые считают, что присоединение к «антитеррористическому фронту» было ловким тактическим ходом Кремля. Критики чересчур поспешного распахивания дверей в НАТО перед Путиным до сих пор считают, что главный инициатор соглашения с Россией Сильвио Берлускони никогда не был большим знатоком тонкостей международных отношений. Он и сейчас понимает в них меньше, чем следовало бы, поэтому и позволил ввести себя в заблуждение захватывающей картиной, развернутой перед ним Владимиром Путиным в марте этого года в Сочи на берегу Черного моря. Он быстро убедил в реальности картины всеобщего благоденствия Джорджа Буша-младшего; в конце концов, ему не пришлось его переубеждать - в сближении с Россией Америка видит свои национальные интересы.
Верх искусства дипломатии Кремля
Когда Путин принимал решение о том, чтобы взять прозападный курс, у него не было большого выбора: в наследство от Горбачева и Ельцина он получил экономику в состоянии разложения и 143 млрд. долларов внешнего долга. Он отдавал себе отчет в том, что бывшие страны-сателлиты Советского Союза выбрали прозападную ориентацию и являются либо вскоре станут членами НАТО и ЕС со всеми вытекающими отсюда преимуществами. В то же время Россия потратила 10 лет, чтобы понять, что роль мирового противовеса Соединенным Штатам Америки является безвозвратно ушедшим прошлым.
Можно поверить в праведные цели самого президента Путина, но в настоящий момент сложно говорить о «взглядах России». Некоторые наблюдатели с иронией замечают, что «официальная Россия» распространяется едва ли на 500 метров вокруг Кремля. И неизвестно, в какой степени - несмотря на всеобщую поддержку Путина лично - себя с ней отождествляет российская элита и обычные граждане.
28 мая в Москве немногие комментаторы употребляли громкие слова об «окончании холодной войны» или о «историческом переломе». Создание Совета НАТО-Россия не убедило противников прозападной политики Владимира Путина и, в то же время, разочаровало ее сторонников. «Пять лет назад Ельцин тоже подписывал в Париже акт Россия-НАТО, а через два года натовских дипломатов выдворяли из Москвы. Так что это соглашение в настоящее время является грудой макулатуры», - считает один из комментаторов «Коммерсанта».
США и Россия, или естественные союзники
Протягивая руку Путину, президент Буш продемонстрировал европейским союзникам, что сегодня ему нужен партнер, способный действовать решительно и заинтересованный в участии в антитеррористической компании. Нежелание Европы принимать участие в военных действиях или хотя бы платить за безопасность уже давно раздражает американцев. «Почему после террористического акта в Соединенных Штатах Америки американский президент обратился за помощью к России и Великобритании, а не к другим членам НАТО? - задает риторический вопрос Игорь Чубайс, директор московского исследовательского института «Центр России». - Потому что он знал, что альянс не в состоянии оказать ему необходимую поддержку!» И нет ничего удивительного в том, что Вашингтон все отчетливее угрожает перспективой «разбавления» НАТО. Непроизвольно Польша, Венгрия и Чехия посодействовали утрате веры в возможность строительства нового сильного союза. Помимо военных оркестров новые члены альянса ненамного увеличили военный потенциал НАТО, а финансовая нищета оборонного ведомства не позволяет надеяться на скорые изменения в этой области. И если русским выгодно ослабление НАТО, то они должны способствовать - его дальнейшему расширению.
В Вашингтоне хорошо знают, что соседствующая с Китаем на востоке и с мусульманским миром на юге Россия становится естественным союзником Америки. «Если бы Соединенные Штаты Америки на севере вместо 30 миллионов канадцев имели примерно 300 миллионов враждебно настроенных мусульман, а на юге вместо 100 миллионов мексиканцев почти полтора миллиарда китайцев, то думаю, что ощущение угрозы здесь было бы значительно большим», - говорит профессор Збигнев Бжезинский.
Тест «коридором»
В необходимости союза с Америкой до сих пор не убеждены свыше 40% россиян. «НАТО и Соединенные Штаты Америки всегда будут врагами России», - выражает их взгляды бывший командующий войсками Варшавского Договора маршал Виктор Куликов (в настоящее время депутат Государственной Думы от - пропрезидентской фракции «Единство и Отечество»). В свою очередь Игорь Чубайс заявляет, что «мы не можем чувствовать себя равноправным партнером НАТО, поскольку не имеем права вето». Пока что Москва действительно его не имеет, но рано или поздно она захочет проверить пределы своего влияния. Как раз сейчас подворачивается случай, чтобы протестировать Европейский союз требованиями открытия «коридора» к Калининграду. Данные требования направляются, естественно, не заинтересованным сторонам, то есть Польше и Литве, а в Брюссель. Не начнет ли Западная Европа в определенный момент задумываться о возможности «мелких уступок в новой геополитической обстановке?» Для нас это означало бы самые худшие исторические реминисценции и подтверждение того, что «классическая» евроазиатская структура de facto перестает на нас распространяться (насколько вообще «зонтик безопасности» может распространяться на 30, а может быть и на 35 государств).
Рискованный кредит доверия
Не слишком ли Запад идеализирует историческую миссию Путина? Это правда, что энергичный преемник Ельцина ввел совершенно новый стиль руководства. Однако Россия до сих пор на световые годы отстает от западных стандартов демократии. Свобода средств массовой информации условна, экономика - несмотря на позитивные изменения - далека от идеала, а в политике превалирует метод авторитарного руководства. «Будущее покажет, насколько декларации России подтвердятся искренними намерениями, а насколько это просто-напросто игра, играть в которую Россия была вынуждена своей экономической ситуацией», - говорит Гельмут Зонненфельдт, политолог из Brookings Institution.
«Укоренение России в международных организациях имеет смысл только тогда, когда обязательные в них положения, нормы и законы начнут действовать и в России. Об этом до сих пор не говорили, а международная общественность проглядела тот момент, когда она могла от России это потребовать. Результаты этого бездействия видны хотя бы на примере продолжающейся войны в Чечне», - считает Сара Мендельсон, руководитель «Программы Россия и Евразия» в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований.
Однако пока Путин может беспрепятственно пользоваться кредитом доверия. Романо Проди и Хавьер Солано уже успели признать Россию «страной с рыночной экономикой». В скором времени Путину наверняка удастся сделать Россию членом Всемирного экономического сообщества. К сожалению, никто не может гарантировать, что Россия является демократической страной. Это невозможно обеспечить никакими соглашениями. Для Путина оставлено поле деятельности, а Запад может лишь удостовериться, связывал ли он свои надежны с великим российским реформатором или с будущим могильщиком крупнейшего военного союза.
Европейский слабак
Андре А.Михта, политолог из Департамента международного обучения в Rhodes College.
После 11 сентября для НАТО начался период, решающий будущую судьбу альянса, и симптомом, а не причиной этого являются новые отношения с Россией. При всей неопределенности и отсутствии доверия в отношении России в Вашингтоне Москва пожертвовала Соединенным Штатам Америки не только геостратегические позиции в регионе проведения операции в Средней Азии, но и контроль за распространением оружия массового поражения. США дополнительно затратили на вооружения 48 млрд. долларов. А что сделала европейская часть альянса? Вашингтон опасается, что европейские союзники не склонны ни делить риск войны с терроризмом, ни даже нести за нее расходы.
Большая игра Америки
Збигнев Бжезински, политолог, бывший советник президента Джимми Картера по вопросам национальной безопасности.
Я считаю, что признание Россией факта, что евро-атлантическое сообщество является основой стабильности и мира в Европе и что в национальных интересах России приспособиться к этим условиям, является символом принципиальных изменений в европейском сообществе. Не исключено, что Россия, не имея возможности ослабить НАТО снаружи, будет пытаться сделать это изнутри. Северо-Атлантический союз опирается на доверие, на общие демократические ценности и его не так легко разрушить - даже изнутри. Участие России в определенных организационных процессах НАТО будет все больше втягивать ее в сферу влияния Соединенных Штатов Америки и осаждать в рамках деятельности Европейского союза.
Вето российскому вето!
Ян Новак-Езераньски, публицист, бывший директор Радио «Свободная Европа».
Предпочитаю быть осторожным в оценках последствий создания Совета НАТО-Россия, пока мы не убедимся, как на практике будет выглядеть его функционирование и каким образом Россия намеревается пользоваться своими новыми привилегиями. Если Москва прибегнет к обструкции, если она заключила это соглашение для того, чтобы ослабить НАТО, то вскоре оно окажется в корзине. Изменение менталитета российской политической элиты и ее согласие с существующими сферами влияния соответствует жизненным интересам Польши. Договор, скрытым условием которого является молчаливое согласие России с расширением НАТО, создает хорошие условия для таких изменений. Альянсу грозила бы серьезная опасность, если бы НАТО решилось пригласить Россию войти в число своих членов и позволило бы ей пользоваться правом вето.
Доверяй, но проверяй
Януш Онышкевич, аналитик Центра международных отношений, бывший министр национальной обороны РП.
Польша должна сохранять как можно большее влияние на политику НАТО в отношении России, несмотря на то, что Альянс меняет формы диалога с этой страной. Нашим козырем является большой опыт ведения переговоров с Москвой. Мы должны уберечь союзников от слишком упрощенных оценок и преждевременного и необоснованного оптимизма. В отношении России политика должна вестись по старому русскому принципу: доверяй, но проверяй. Важно, чтобы мы убедили Альянс вести благоразумную политику осторожных шагов, предпринимаемых только тогда, когда их правильность подтверждается уже существующим позитивным опытом.
Конец ОБСЕ
Генерал бригады Станислав Козей, эксперт и преподаватель Академии национальной обороны, в 1993-2001 г.г. директор Департамента системы обороны МНО
НАТО ведет себя так же, как и А.Малыш, который зимой прыгает на снегу, а летом на игелите. Во время стратегической паузы, которая наступила по окончании холодной войны, Альянс должен приспособиться к новым условиям. Создание Совета НАТО-Россия является элементом этого процесса приспосабливания. Это не «размывание» НАТО, а скорее экспансия на дополнительные поля в сфере безопасности.
Вместе с программой «Партнерство ради мира» создание Совета НАТО-Россия означает начало конца ОБСЕ. Но альянсу не грозит паралич, который уже коснулся ОБСЕ, поскольку НАТО располагает интегрированными военными структурами, при помощи которых оно может добиваться реализации принятых решений.
Евроатлантический пингвин
Сержио Романо, итальянский историк и дипломат
Создание Совета НАТО-Россия означает момент переформирования прежнего НАТО. С этого момента альянс будет как военным союзом, так и новой организацией коллективной (вместе с Россией) континентальной безопасности. К сожалению, мы не знаем, может ли какая-либо организация существовать, располагая двумя отличными друг от друга ипостасями, которые однажды могут вступить в противоречие. У меня такое впечатление, что в Пратика ди Маре был построен прототип самолета, но пока еще никто не уверен, будет ли этот самолет летать.
Они изменили Россию
- Петр I (1672-1725)ввел централизованную систему государственного управления, заботился о городах, поддерживал развитие мануфактур и торговли. Реформировал церковь и армию.- Екатерина II (1729-1796)укрепила централизованную власть и способствовала росту влияния России на международной арене. Провела секуляризацию церковного имущества.- Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924)вождь революции 1917 года, основал коммунистическую диктатуру в России. Культ его личности стал официальной доктриной советского государства.- Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) (1878-1953)осуществил индустриализацию и построил тоталитарную империю. Благодаря победе над Третьим Рейхом и созданию блока стран-сателлитов, СССР стал мировой державой и главным врагом Запада.- Михаил Горбачев, руководитель СССР в 1985-1991 г.г.инициировал начало процессов гласности и перестройки - программ, которые должны были помочь стране выйти из кризиса, но, в конце концов, привели к распаду Советского Союза в 1991 г.- Владимир Путин, президент России с 2000 годаначал проведение смелых политических и экономических реформ, способствовал началу сотрудничества с Западом и заключению стратегических партнерских отношений с США.