Тридцать пять лет назад, 5 июня 1967 года, когда началась Шестидневная война, Израиль оказался перед угрозой исчезновения, когда коалиция арабских государств сосредоточила свои войска вдоль хрупкой разграничительной линии, разделявшей израильтян и арабов с 1949 года. На холмах западного берега реки Иордан, которые были тогда оккупированы иорданцами, были размещены пехота и бронетехника, готовые выйти к израильскому побережью у Нетании, отстоящей от них всего в восьми милях. Треть иракской армии пересекала иорданскую территорию, чтобы присоединиться к антиизраильской коалиции, официальной целью которой являлось уничтожение Израиля.
Израиль ввел свои войска на западный берег реки Иордан только после того, как его города и аэропорты подверглись обстрелам. Действия Израиля были законны и являлись прямым следствием необходимости самообороны. По этой причине Совет безопасности ООН заключил в исторической Резолюции 242, что Израиль имеет право на "безопасные и признанные границы", и что он не обязан выводить войска со всех территорий, с которых он был атакован во время Шестидневной войны. Смысл резолюции заключался в признании того, что эти территории являются спорными и что Израиль имеет право использовать их для обороны своей границы, несмотря на все утверждения арабской стороны в конфликте.
Согласно Резолюции 242, ставшей краеугольным камнем мирного урегулирования, Израиль по договору 1979 года с Египтом вывел свои войска с Синайского полуострова. В соответствии с принципами Резолюции 242, Израиль стал участником Мадридской конференции 1991 года, на которой президент Джордж Буш говорил о "территориальном компромиссе" между сторонами. И в духе Резолюции 242, по соглашению в Осло в 1993 году, Израиль начал передачу управления территориями, так что к 1999 году 98% палестинцев на западном берегу реки Иордан и в Газе находились под управлением палестинских властей.
Тем не менее, палестинское руководство решило начать нынешнюю войну против Израиля после провала саммита в Кэмп-Дэвиде в июле 2000 года. Вместо того чтобы разрешить израильско-палестинские противоречия мирным путем, оно способствовало началу террористической войны против народа Израиля. Оно не выполнило данные письменно обещания уничтожить международные террористические организации, такие как Хамас или Исламский Джихад. Вместо этого, оно предоставило им убежище на подконтрольной ему территории. Оно также направило своих верных соратников - Танзим, военизированное крыло движения Фатх и президентскую гвардию - против мирных израильтян. Наконец, личный советник Ясира Арафата (Yasir Arafat) по финансовым вопросам Фуад Шубаки (Fuad Shubaki), не только финансировал многие их этих атак, но и выступил организатором консорциума ближневосточного терроризма, базирующегося в Палестинской автономии, Иране и Ираке.
Несмотря на сложность ситуации, есть выход. Для начала, Израилю необходимо победить терроризм. Нельзя проводить переговоры под огнем. Израиль уже делал мучительные уступки во имя мира и готов вновь продемонстрировать дипломатическую гибкость, но для этого требуется наличие партнера по переговорам, которому можно доверять. В 1977 году, когда египетский президент Анвар Садат (Anwar el-Sadat) приехал в Иерусалим, он сказал народу Израиля: "Хватит войн". Военная угроза исчезла из египетско-израильских отношений, и в 1979 обе страны заключили мирный договор. Король Иордании Хусейн (Hussein) последовал примеру Египта в 1994 году. К сожалению, нынешнее палестинское руководство было не в состоянии показать элементарную приверженность мирному разрешению политических разногласий.
Затем, когда Израиль и палестинцы наконец-то продолжат переговоры, дипломатия должна быть реалистичной. Переговоры о статусе Палестины в Кэмп-Дэвиде и в Табе (Египет) в январе 2001 года не принесли плодов, так как разногласия между сторонами были слишком большими. Единственной возможностью удачного исхода переговоров было бы заключение промежуточного соглашения на длительный срок. Таким образом, вопросы, которые не представляется возможным разрешить в настоящем, были бы отложены на будущее.
В течение почти двух лет палестинской интифады, народ Израиля стал свидетелем того, как атаке подвергалось все самое уязвимое, осквернялись священные места, а оружие контрабандой ввозилось в Палестинскую автономию для последующего использования против него. По этой причине Израиль не вернется к ненадежной разграничительной линии 1967 года, не согласится на раздел Иерусалима и не откажется от своего права на оборону собственных границ, закрепленное в Резолюции 242. Долгий переход от временного соглашения к постоянному должен руководствоваться реальными израильско-палестинскими отношениями, а не следовать заранее установленному четкому графику.
Наконец, чтобы достичь стабильного мира, дипломатия должна иметь региональный охват. В Шестидневной войне Израиль столкнулся с коалицией арабских государств. Логично предположить, что Израиль не в состоянии заключить вечный мир с одними палестинцами. Израилю нужен мир со всем арабским миром. По этой причине, Израиль предложил созвать региональную конференцию ближневосточных государств, отрицающих терроризм и стремящихся к стабильности в регионе. Главной идеей конференции является то, что искоренение терроризма создаст условия для мирных переговоров, а не наоборот.
Чуть более десяти лет назад, победа американцев в войне в Персидском заливе, создала необходимые условия для созыва Мадридской конференции. Тогда было доказано, что безопасность является необходимым условием мира. Точно так же, победа в войне с терроризмом сегодня создаст необходимые условия для стабильности на Ближнем Востоке завтра.