Джон Пайк (John Pike) - директор исследовательского центра «Globalsecurity.org», расположенного в Вашингтоне, специализируется по оборонным вопросам и по вопросам разведки.
- Конгресс организовал специальные слушания, чтобы разобраться, почему ФБР и ЦРУ не смогли предотвратить теракты 11 сентября. Каков итог?
- В значительной степени это был политический театр. Речь идет о политиках, стремящихся попасть в кадр, постоянно находиться в объективах телекамер, попасть в заголовки газет. Если говорить о конкретных итогах - то это двойное увеличение штата ФБР за счет агентов по борьбе с терроризмом, решение министерства юстиции о снятии отпечатков пальцев у 100 000 иностранцев, значительное увеличение ассигнований на проведение секретных операций ЦРУ и так далее. Можно с уверенностью сказать, что в США произойдут глубокие изменения в службах разведки и безопасности.
- Идет ли речь о простом усилении или о коренном изменении принципов работы этих служб?
- Наряду с каждым сообщением, которое становится достоянием общественности, есть и другая, не менее важная информация, которая не подлежит огласке. Перед 11 сентября имела место целая серия сбоев в работе спецслужб, и эти ошибки вышли на свет несколько месяцев спустя. Настаивают на том, что некоторые спецслужбы сохранили важную информацию при себе. Не афишируется те процессы, которые заставили службы действовать именно так. Возьмем, например, дело Закарии Муссауи (Zaccarias Moussaoui) [француз марокканского происхождения, подозреваемый в участии в заговоре, арестованный в Миннесоте за несколько недель до терактов - прим. пер.]. Сегодня говорят: «они схватили одного из злоумышленников, французское правительство их предупреждало, они даже не запросили ордер на обыск в суде, занимающимся рассмотрением дел, связанных с терроризмом!» (1). Но ФБР, возможно, не стало запрашивать ордер потому, что улики (в частности, информация французской стороны о том, что Муссауи поддерживал связи с движениями исламских фундаменталистов) были недостаточными, чтобы оправдать подобный запрос. Можно предположить, что если «новый» Муссауи будет арестован, то ФБР получит соответствующий ордер. Но нужно отдавать себе отчет в том, что это означает: сегодня для обыска достаточно гораздо менее основательных подозрений, чем раньше. Прежде следовало проверять наличие связи с террористической организацией, сегодня, как мне кажется, достаточно связей с религиозной организацией. Конкретно, это означает, что ФБР будет чаще, чем прежде, проникать в дома невиновных людей.
- Реформы обязательно должны привести к ущемлению гражданских свобод?
- Это неизбежно. И трудно судить об их эффективности. То, что происходит, вызывает озабоченность: все эти статьи в газетах, в которых разоблачаются «массовые нарушения» в работе спецслужб, создают атмосферу, в которой службы безопасности и разведки могут сорваться с цепи. Ибо следует задуматься о цене и преимуществах таких изменений. Возможно, согласно логике антитеррористической операции, и следует совершать регулярные визиты к иностранцам или прослушивать телефонные разговоры выходцев с Ближнего Востока. Чем больше мы будем искать и ловить «злодеев», тем больше вреда мы нанесем людям, которым не в чем себя упрекнуть. Наша страна уже давно установила «допустимый уровень преступности». Именно этот выбор ставится под сомнение сегодня. Если бы все полицейские и офицеры-разведчики были людьми энергичными, лояльными, ответственными, короче говоря, сыщиками из кинофильмов, тогда можно было бы сказать: «ничего страшного». Но не все они таковы: некоторые - идиоты, другие - мошенники, третьи - некомпетентны. Вот так.
- Одной из главных проблем является отсутствие взаимопонимания между ФБР и ЦРУ, они с разных сторон разгадывают ребус и не могут его решить. Можно ли найти выход из положения?
- Проблемы с коммуникацией между службами существуют, более того, они должны существовать. Задача ФБР - защита американских граждан, прерогатива ЦРУ - создавать проблемы иностранцам. ФБР создано для того, чтобы соблюдать закон, ЦРУ - для того, чтобы его нарушать (вся деятельность организации за рубежом - незаконна, например, шпионаж). ФБР ограничено конституционными рамками, чтобы защищать американских граждан. ЦРУ не должно защищать права иностранцев. ФБР ищет доказательства для того, чтобы сажать людей в тюрьму. ЦРУ лишь стремится их обезвредить, либо завербовать. Естественно, что между такими организациями есть проблемы с коммуникацией. Нужно остерегаться того, чтобы, под прикрытием улучшения связи между двумя службами, ФБР и ЦРУ сделались похожими, как близнецы-братья, нужно помешать им превратиться в орган, который действует на грани закона.
- В случае с Муссауи приходится констатировать плохую связь между региональными бюро и штаб-квартирой. Нужна ли централизация, или наоборот, децентрализация ФБР?
- Правительство собирается осуществить и то и другое сразу! Я не уверен, что это имеет смысл. С одной стороны, мы осуществляем централизацию, сосредоточив в Вашингтоне большинство дел по террористическим актам; с другой стороны, идет децентрализация, когда специальные агенты самостоятельно ведут расследование┘ Быть может, здесь есть соответствие, но оно не озвучено, не прояснено.
(1) Закон о наблюдении за деятельностью иностранных разведывательных служб,
Foreign intelligence surveillance act (Fisa).