Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Граница в желтые звездочки

Возможно, португалец или немец будут охранять границу на Буге

Граница в желтые звездочки picture
Граница в желтые звездочки picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возбуждающая история с Калининградом и возможным коридором, соединяющим эту область с Россией, вновь привлекла внимание к нашей западной границе, которая вскоре станет внешней границей Европейского Союза. В зависимости от формата расширившегося Союза на Польшу будет возложена обязанность тщательной охраны от 1700 до 2300 километров границ Союза. Обязанность дорогостоящая и требующая больших усилий

Возбуждающая история с Калининградом и возможным коридором, соединяющим эту область с Россией, вновь привлекла внимание к нашей западной границе, которая вскоре станет внешней границей Европейского Союза. В зависимости от формата расширившегося Союза на Польшу будет возложена обязанность тщательной охраны от 1700 до 2300 километров границ Союза. Обязанность дорогостоящая и требующая больших усилий

Вступления в Союз добиваются 10 государств, среди которых помимо Польши еще трое наших соседей: Чехия, Литва и Словакия. Но даже одновременный прием в ЕС этих государств не означает, что с этого момента их граждане смогут бесконтрольно въезжать в государства нынешней союзной «пятнадцатки». В течение нескольких лет на польско-немецкой, чешско-австрийской границах или на аэродромах в Париже и Риме поляки, литовцы и чехи и впредь будут показывать паспорт чужим пограничникам.

Причиной этого является то, что внешние границы ЕС не совпадают с границами так называемой Шенгенской зоны, то есть государств, которые ликвидировали между собой внутренние границы (а тем самым и пограничный контроль). Вхождение в Союз не означает автоматического принятия в Шенгенскую группу. Ранее в течение нескольких лет проверяли непроницаемость австрийских и греческих границ, прежде чем эти государства включили в Шенген. С Польшей и остальными новыми членами будет так же.

Сегодня к Шенгенской группе относятся все государства ЕС (кроме Великобритании и Ирландии), а также Норвегия и Исландия (которые в свою очередь не являются членами ЕС). Сутью Шенгенского соглашения (помимо общей и единообразной визовой процедуры) является существование интегрированной информационной системы (SIS), в которой накапливаются данные о миллионах путешествующих людей, в том числе о лицах разыскиваемых и нежелательных в государствах Шенгенской группы. Однако емкость системы SIS уже использована и сейчас идут подготовительные процедуры, предшествующие строительству новой информационной системы SIS II с емкостью, позволяющей включить в нее очередных десятков миллионов людей. SIS II должна быть готова в 2005 году, что позволит новым государствам Союза, в том числе и Польше, войти в Шенгенское соглашение в 2006-2007 годах. Только тогда может быть отменен паспортный контроль на польско-немецкой внутренней границе на Одере и Нейсе, а также на польско-чешской в Судетах.

Если литовские и словацкие пограничные службы окажутся эффективными и хорошо уплотнят границы с Россией, Белоруссией и Украиной, то возможно Литва и Словакия войдут в Шенген вместе с Польшей и Чехией. В таком случае польская пограничная служба не охраняла бы границу с Литвой (102 км) и Словакией(533). Тем не менее и так под ее опекой окажется самый протяженный сухопутный участок внешней границы Союза, совпадающий здесь с границей Шенгенской зоны. Это будет граница с российской Калининградской областью (210км), с Белоруссией(407км) и с Украиной(526км), а также морская граница(524км), а также воздушная граница (за охрану которой отвечает уже не Министерство внутренних дел, а Министерство национальной обороны).

Наше Министерство внутренних дел должно иметь в виду оба варианта развития ситуации ( с или без границ с Литвой и Словакией). От этого будет зависеть количество необходимых сотрудников пограничной службы и соответствующая сеть застав на восточной границе. Сегодня много сомнений возникает в связи с новой заставой в Пуньске на границе с Литвой. От ее строительства отказались, поскольку у нас дыра в бюджете, но может быть эта застава и не понадобится, если Литва войдет в Шенген вместе с Польшей.

Ликвидация внутренних границ между государствами Союза однако не означает полного их отказа от пограничной службы. Уже нет контроля на граничных переходах, но остается техническая инфраструктура, созданы контактные пункты, в которых совместно работают сотрудники из соседних государств. Созданы также мобильные группы, которые контролируют путешественников не на самой границе, а на подъездных дорогах к ней. У них есть право контролировать законность пребывания иностранцев на территории всего государства. Исполнительный протокол Шенгенского соглашения предусматривает также возможность восстановления пограничного контроля. После террористических атак 11 сентября минувшего года этой возможностью воспользовалась Бельгия, вернувшая на несколько дней обычный контроль.

До 2006 года большинство сотрудников пограничной службы с застав на границе с Германией и Чехией могут не опасаться ликвидации своих рабочих мест. С 1993 года расформированы 18 застав на границе с бывшей Чехословакией и 2 на границе с Германией. Главным образом по той причине, что рассыпались здания. Их задачи и персонал перешли к соседним заставам. Сейчас большую часть средств служба инвестирует там, где должна проходить внешняя граница Союза.

На севере она будет тянуться вдоль балтийского побережья. Когда-то там было более 20 застав и десятки портящих приморский пейзаж бетонных наблюдательных вышек, с которых бдительные пограничники подглядывали за отдыхающими на пляже и следили, чтобы кто-нибудь в лодке не попытался сбежать в Швецию или Данию. Сегодня от Свиноуйсця до Крыницы Морскей у нас десять застав, а большинство наблюдательных вышек пустует. Для контроля границы используются радары, самолеты, а также два дивизиона патрульных кораблей пограничной службы, которыми командует офицер в звании контр-адмирала.

На границе в российской Калининградской областью у нас 13 застав (в 1947 году их было 16) и этого хватает, поскольку с учетом специфики области (много военных территорий и большое количество бывших военных среди жителей области) она не является легкой для переброски людей и контрабанды. Все время исправно работает советская система и наши пограничники ежегодно ловят на этой границе не более 30 нелегальных иммигрантов.

Границы с Литвой, Белоруссией и Украиной охраняют Подляский, Надбужаньский и Бещадский отделы пограничной службы. В Подляском и Бещадском отделах заставы расположены в среднем каждый 21 километр, а в Надбужаньском - каждые 33 километра. На границе с Германией - в среднем каждые 16 километров. Из этих данных вытекает масштаб необходимых инвестиций на восточной границе, где должно быть 95 застав по 55-60 сотрудников на каждой.

Введение с первого июля 2003 года виз для граждан России, Белоруссии и Украины приведет к тому, что жители Калининградской области для поездок в Россию будут должны иметь заграничные паспорта и визы ( до сих пор в Россию через Литву и Белоруссию могли переезжать, пользуясь внутренними паспортами). Власти области и России добиваются, чтобы жители области (а заграничным паспортом обладает лишь каждый четвертый из них) могли ездить в Россию без виз либо пользоваться специальными транзитными коридорами через территорию Польши и Литвы. Родилась даже вызывающая плохие ассоциации идея пломбировать вагоны. С предложением введения коридора и освобождения от виз не согласны ни Польша, ни Литва, ни Европейский Союз. Что было подтверждено 29 мая в ходе московской встречи ЕС - Россия. Польша со своей стороны предлагает россиянам (а также белорусам и украинцам) многолетние и дешевые визы. Таких же шагов ожидаем со стороны этих трех государств.

Польское общественное мнение сильнее, чем российской идеей коридора может быть взбудоражено брюссельской идеей создания Европейского корпуса пограничной охраны. Его можно было бы создать через 4-5 лет и финансировать из бюджета Союза. Службу в нем бы несли сотрудники из государств союзной «пятнадцатки» и новых членов. Этот корпус совместно с национальными пограничными службами охранял бы внешние границы Союза от нелегальных эмигрантов, контрабанды наркотиков и оружия, а также от таможенных преступлений. Сотрудник корпуса родом из Португалии или Германии имел бы такое же право задержать нарушающего границу на Буге тамила или украинца, как и наш пограничник. Создание пограничного еврокорпуса наверное позволило бы развеять опасения многих союзных политиков, а также общественного мнения насчет того, что пограничные службы новых членов в состоянии эффективно закрывать внешние границы европейского сообщества. Реализация этой идеи потребовала бы изменений в конституциях многих государств, поскольку она нарушает нынешнее понятие суверенности, одним из атрибутов которой является самостоятельная охрана собственных границ.

Об этой идее еще осенью 2000 года писала «Франкфуртер альгемайне цайтунг», а в мае нынешнего года ей занялась Европейская Комиссия. В течение нескольких лет сторонниками создания европейских пограничных сил являются итальянцы, у которых есть огромные проблемы с защитой от нелегальных эмигрантов и контрабандистов на своей протяженной морской границе. Поэтому именно Рим стал местом проведения в конце мая конференции (с участием польских министра внутренних дел и руководителя пограничной службы) на тему «Анализ осуществимости создания европейской пограничной службы».

Как относятся польские власти к этой идее? Мы выразим свое отношение, когда познакомимся с деталями - так звучит сегодня официальный ответ.

К моменту нашего вступления в Шенгенскую зону наша пограничная служба должна быть полностью профессиональным формированием (то есть без военнослужащих срочной службы) и насчитывать около 18 тысяч сотрудников. Чтобы добиться этого, нужно со следующего года принимать на службу и обучать по 1200 новых сотрудников. Недостатка в кандидатах нет. В каждом из 11 отделов пограничной службы лежит по несколько сотен заявлений ( существует требования обладания средним образованием, надо также сдать тест на знание иностранного языка). Зарплаты в пограничной службе выше, чем в полиции (в 2002 году в среднем: офицер - 3295 злотых, хорунжий (прапорщик) - 2126 злотых, подофицер(сержант) - 1722 злотых.). К этому следует добавить различные доплаты. Поэтому работа в пограничной охране ценится (особенно на участке так называемой восточной стены). Все меньше сотрудников расстается со службой по причине доказанной коррупции или подозрений в этом (в 200 году - 42 человека, в 2001- 15 человек). И, тем не менее, если в ближайшее время не увеличится количество должностей и средств на это, то вскоре нашей пограничной службе будет некого ставить на службу на заставах, строящихся на восточной границе. И возможно тогда нам все-таки придется воспользоваться услугами европейского пограничного корпуса.

Источник: