Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Библия Марка Твена

Создание, то есть происхождение, человека, бесконечность и время - вот три центральные мотива книги, на которых основаны все совпадения разрозненных текстов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня сказать что-либо новое о Марке Твене (Mark Twain) - одном из отцов-основателей современной американской литературы практически невозможно. Благодаря занятиям журналистикой, он стал искусным рассказчиком, разящим своей прямотой (при этом, однако, не сделал весьма распространенную ошибку: не превратил литературу в журналистику). А удивительное чувство юмора сделало из Твена первостепенного сатирика, творчеством которого на протяжении уже более ста лет продолжают восхищаться читатели

«Библия в изложении Марка Твена» - это сборник текстов, в которых отец-основатель современной американской литературы высказывает свое мнение о «книге книг». Повествования, где сквозь юмор проступает человеческая мелочность, увиденная глазами скептически настроенного оптимиста.

Сегодня сказать что-либо новое о Марке Твене (Mark Twain) - одном из отцов-основателей современной американской литературы практически невозможно. Благодаря занятиям журналистикой, он стал искусным рассказчиком, разящим своей прямотой (при этом, однако, не сделал весьма распространенную ошибку: не превратил литературу в журналистику). А удивительное чувство юмора сделало из Твена первостепенного сатирика, творчеством которого на протяжении уже более ста лет продолжают восхищаться читатели. Новшество данного издания заключается в том, что оно является компиляцией текстов, в основу которых положен текст Библии. Некоторые из текстов частично публиковались и прежде, другие же были собраны в одну книгу и изданы в 1995 году: именно о них и пойдет речь в этой статье.

Ховарду Г. Бэтцхольду (Howard G. Baetzhold) и Джозефу Б. Маккаллаугу (Joseph B. McCulloug) пришла в голову мысль объединить в одном издании все полные и неполные, но до этого момента разрозненные рассказы Твена, отражающие его взгляд на «книгу книг». Идея оказалась великолепной: об этом можно говорить сейчас, взглянув на результат их работы, потому как она дает понять, насколько велик был интерес писателя к библейской тематике, затронутой в его творчестве. Главных персонажей книги зовут Адам и Ева, и они высказывают свои мысли в форме дневниковых записей или автобиографии. В первой части книги и Адам и Ева все время находятся на первом плане; появляются они и во второй части книги, где описываются события, произошедшие после Всемирного потока. Здесь на страницах сборника кроме них появляются еще и Мафусаил, Ной и его сын - Сим. В двух последних частях повествуется о необыкновенно смешном путешествии по небесам капитана Стормфилда (Stormfield) и приводятся письма Сатаны, находящегося с инспекторской проверкой на Земле.

Создание, то есть происхождение, человека, бесконечность и время - вот три центральные мотива книги, на которых основаны все совпадения разрозненных текстов. Читатель понимает, что рассказы Твена, созданные им в разные периоды времени постоянно перекликаются с одной и той же темой. Похоже, что сам писатель хотел составить книгу, целиком основанную на библейских повествованиях, с которыми был прекрасно знаком. Именно эти совпадения в текстах и дают нам понять очевидность того, что собранные вместе фрагменты различных произведений Марка Твена должны были стать результатом чего-то целостного: это сравнимо с созерцанием остатков разрушенной стены. Эти развалины - их структура, их выразительность - говорят о едином целом, но именно говорят о нем, а не показывают. Сравнивая дневники Адамы и Евы, мы сразу замечаем, что, если Ева в своем повествовании называет, прежде всего, имена вещей, то Адам оперирует концепциями (приводящими, кстати, его жену в восторг).

Воинственно настроенная читательница-феминистка решила бы, что Твен должен гореть в аду. Но, читая эту книгу, оставив в стороне какие-либо предрассудки, вы сталкиваетесь с тонким, наполненным юмором, восприятием жизни, которое дает вам представление о двух различных формах ее понимания - взгляд на земное существование с двух точек зрения. Когда Адам и Ева задаются вопросом о том, что же такое есть растущее в раю дерево познания добра и зла, под которым разгуливают животные-вегетарианцы, то смятение, вызванное в них этим вопросом, настолько велико, что заставляет их попробовать запретные плоды. Они хотят понять незнакомые слова, означающие запрет, они не ведают их смысла, а потому чувствуют себя перед ними беззащитными. Ни Адам, ни Ева не знают, что такое добро или зло, или, что такое смерть, и они готовы умереть, чтобы увидеть, что она из себя представляет.

На глазах изгнанных из рая (своеобразная форма смерти) Адама и Евы животные превращаются в плотоядных и пожирают друг друга; попав в мир, первые люди узнают, что такое добро и зло, боль и любовь, у них рождаются дети (Каин, Авель, Глэдис, Эдвина┘ и так до восьми). Они размножаются и живут сотни лет, деля мир с Мафусаилом, Ноем и другими персонажами, упоминаемыми в Библии. Адам и Ева наблюдают, учатся, запоминают: так, постепенно, вырисовывается картина мира, как ее видел этот рыцарь демократии и антиимпериализма, каким был Марк Твен. Сквозь юмор, с которым писатель повествует о жизни этой пары, проступает взгляд великолепного знатока человеческих слабостей. Твен благосклонно наблюдает за людьми с позиции скептически настроенного оптимиста. Однажды, попав в музей естественной истории, Адам натыкается там на чучело динозавра и искренне удивляется, потому как не помнит этого животного: «Ни Ева, ни я ничего не знали о его существовании до вчерашнего дня. Мы рассказали об увиденном Ною. Он лишь покраснел и сменил тему разговора». Именно по такому пути и идет повествование в книге, приближаясь к истине.