Москва. Загляните в цеха Черкизовского мясоперерабатывающего комбината и вы увидите поток красных сосисок, который льется из искрящихся машин, сделанных в Германии. В другом крыле перерабатывают индеек и делают окорока, которые упаковываются в цветастые герметичные упаковки. Такие сцены могли бы показаться прозаичными где-нибудь в Чикаго или в Кельне. Но в России это сцена из экономической революции. Благодаря вложению 20 млн. долл. США в новые производственные линии и оборудование Черкизовская группа, в которую входят восемь других мясоперерабатывающих предприятий и птицеводческих ферм, в 2001 году увеличила выпуск продукции на 21%. А современная упаковка позволяет компании назначать более высокие цены. "Люди готовы платить больше за качество", - говорит 52-летний президент Черкизовской группы и владелец контрольного пакета акций Игорь Бабаев. Черкизовский комбинат, который в 1998 году едва не обанкротился, в прошлом году дал прибыль 35 млн. долл. США при объеме продаж 350 млн. долл.
Черкизовский комбинат далеко не единичен. По данным недавнего исследования, проведенного Питером Буном (Peter Boone), главой московской брокерской фирмы "Brunswick UBS Warburg", российская индустрия после обвала рубля в августе 1998 года добилась увеличения выпуска продукции на 31%. Это поразительный рекорд, причем такой, который может помочь России привлечь необходимые ей иностранные инвестиции.
Даже Карл Маркс (Karl Marx) понимал, что продуктивность является основной проблемой капитализма. Это часовая выработка продукции в расчете на одного работающего, а в течение многих лет как до, так и после распада Советского Союза российские рабочие занимали самые последние места в таблице производительности труда своей профессиональной группы. Обучение профессии было слабым, мотиваций к труду почти не существовало, а оборудование предприятий было устаревшим. При отсутствии роста производительности труда рабочих Россия не могла получить добавочный капитал, необходимый ей для реинвестиции, или показать отдачу, которая привлекла бы в нее внешний капитал. "Показатели производительности труда и эффективности производства являются самыми серьезными проблемами России еще с советской эры, - говорит Рубен Варданян из московской фирмы финансовых услуг "Тройка-Груп".
Даже сегодня большинство предприятий страны работают отвратительно. Но, по крайней мере, некоторые российские руководители предприятий, главным образом владельцы приватизированных компаний, понимают, что для того, чтобы делать деньги, необходимо их вкладывать в производство. Неожиданные доходы от высоких мировых цен на нефть вместе с возобновившимся спросом на товары российского производства после того, как девальвация привела к повышению цен на импортные товары, помогли руководителям предприятий найти деньги.
Возглавляет эту группу второй по значимости в России производитель нефти, компания "Юкос", где продуктивность с 1998 года удвоилась благодаря инвестированию 1,3 млрд. долл. США в новые месторождения и технологии. "Юкос" снизила себестоимость барреля нефти (1 американский баррель для нефтепродуктов равен 158,75-158,98 л) с 7 долл. США в 1998 году до третьей части этой суммы. Прибыли в 2001 году выросли аж на 48%.
Производство продуктов питания ненамного отстает от нефтедобычи. С 1998 года ведущие российские пивоваренные компании "Балтика" и "SUN Interbrew" подняли продуктивность на 58 и 72%, соответственно. "Балтика", мажоритарными владеют английвкладчиками которой являются английская компания "Scottish & Newcastle" и голландская компания "Carlsberg", в прошлом году потратила 20 млн. долл. на программное обеспечение, чтобы улучшить распределение готовой продукции. Чистый доход возрос на 54%, до 128 млн. долл. США. Санкт-петербургская промышленная группа "Петросоюз" после покупки 5 лет назад западного оборудования потеснила масло марки "Rama", производимое компанией "Unilever Group", с ведущего места на рынке бутербродного масла. Теперь "H.J. Heinz Co." и "Kraft Foods Inc." ведут с недавно ставшей прибыльной группой "Петросоюз" переговоры о стратегических инвестициях.
Самое значительное повышение продуктивности отмечается в приватизированных компаниях. Громадные контролируемые государством предприятия вроде ОАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России" модернизируются медленно. Себестоимость барреля нефти в государственной компании "Татнефть" равна 4,5 долл. США, то есть двое выше, чем у компании "Юкос". И все-таки все больше и больше российских менеджеров начинают схватывать суть дела. Консалтинговая фирма "McKinsey & Co." С 1998 года вдвое увеличила число сотрудников, чтобы справиться с растущими потребностями в рекомендациях по вопросу увеличения продуктивности производства. А увеличение продуктивности означает вкладывание капитала. "Не будет дальнейшего роста без инвестиций", - говорит главный экономист московской конторы Всемирного банка Кристоф Рюль (Christof Ruehl).
Это хорошо понятно президенту Владимиру Путину. Он делает все, что в его силах, чтобы Россия стала более привлекательной для иностранных инвесторов, включая сокращение налогов, ужесточение правил охраны коммерческих секретов и лоббирование за прием России в международные торговые организации. Но самое лучшее, что он мог бы сделать - это приватизировать еще большее число государственных компаний и заставить их быть продуктивными и приносить прибыль.