Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Заказной" погром в Москве

Беспорядки в Москве рождают фантастические теории о заговоре

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Между Москвой и Берлином возникла одна новая общность, связанная с гражданским обществом. В перспективе она может внести изменения в сценарии, по которым случаются массовые беспорядки. Целый ряд владельцев магазинов и ресторанов в опустошенной Москве заявили, что будут подавать иски на возмещение ущерба. В конце концов, за стекла их магазинов несут ответственность милиция и политики, а не наоборот.

Анализ

Можно вполне было подумать, будто к массовым беспорядкам вблизи Кремля призвало российское государственное телевидение. По меньшей мере, это предполагала режиссура и указания к действиям в форме рекламного клипа: полный ненависти британский хулиган разбивает вдребезги ломом ветровое стекло автомобиля. Рекламный текст: «Мы не показываем плохих фильмов». Этот собственный рекламный клип государственного телевидения появился как специально в перерыве между первым и вторым таймами игры между Россией и Японией на огромном экране на улице, установленном перед Кремлем. Перед ним собрались, примерно, 15 000 тысяч футбольных болельщиков, часть которых уже была выпивши. Вскоре после этого при счете 0:1 в фильме обрыв: несколько сот болельщиков вытащили заботливо приготовленные стальные пруты и «коктейли Молотова», чтобы реализовать на практике то, что им только что продемонстрировало государственное телевидение.

С понедельника прошлой недели заместителем директора государственного телевидения является генерал ФСБ Александр Зданович, который до этого занимал должность пресс-секретаря ФСБ. Но делать из этого известного всему городу факта вывод, будто массовые беспорядки у Кремля были инсценированным спецслужбой спектаклем, который затем вышел из-под контроля, наверное, все же, все равно, что гадать на кофейной гуще. Но есть некоторые факты и взаимосвязи, которые заставляют очень сомневаться в интерпретации события как явления, имеющего социальный подтекст, согласно которому в это воскресенье в гневе просто нашли выход чувства разочарования, национального унижения и бесперспективности обедневших масс российской молодежи.

По крайней мере, несколько сот скинхедов подготовились к этому основательно. Видимо, это были те же известные милиции люди, которые в течение прошлого года неоднократно использовали футбольные матчи для организации уличных погромов. Тем более удивительно, что московская милиция, которая после последнего погрома, в результате чего погибли два человека, еще заявлявшая, будто болельщики, скинхеды и неонацисты у нее под полным контролем, на этот раз оказалась абсолютно неподготовленной. В толпе перед Кремлем находились только 120 стражей порядка. Если бы они пошли против толпы, от них ничего бы не осталось, оправдывал позднее свою бездеятельность начальник московской милиции Владимир Пронин.

Все в целом действительно в очередной раз выглядит по-российски специфически, создает впечатление полной неспособности или исключительной изощренности: будто здесь должны были быть созданы рамочные условия для контролируемого социального взрыва. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов, которого нельзя заподозрить в том, что он оставит своим вниманием социальные проблемы, тут же высказал подозрение, что сражением перед Кремлем руководили непосредственно из Кремля. Глава президентской администрации Александр Волошин уже не раз сам пытался организовать экстремистские волнения, чтобы потом протащить через Думу закон о борьбе с экстремизмом, с помощью которого можно было бы, в конечном счете, запретить КПРФ.

Удивительным образом против закона, который как раз и обсуждается, выступают единым фронтом и левые, и либералы. Есть немало статей и немало милицейских сил. Что и было продемонстрировано в прошедшее воскресенье: они бывают редко только там, где они нужны, и редко делают то, что должны делать.

Между Москвой и Берлином существует еще одна общность, связанная с гражданским обществом, и которая в перспективе может внести изменения в сценарий. Целый ряд владельцев магазинов и ресторанов в опустошенной Москве заявили, что будут подавать иски на возмещение ущерба. В конце концов, за стекла в их магазинах должны нести ответственность милиция и магазины, а не наоборот.