Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Смерть в мешках

Чеченские власти отрицают свою причастность к взрывам домов

Смерть в мешках picture
Смерть в мешках picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До настоящего момента множество вопросов остаются невыясненными. Например, почему потребовалось целых два дня, чтобы сообщить об учениях? Почему результаты экспертизы содержавшегося в мешках взрывчатого вещества однозначно указывавшие на наличие гексогена, были изъяты из Рязани в Москву, в которой невозможно обнаружить никаких следов? Почему - если в мешках был сахар - содержимое мешков вообще нужно было отдавать на экспертизу?

Сентябрь 1999 года Россия запомнит надолго. Взрывались дома. Почти 300 человек погибло. Многие навсегда остались где-то среди руин. Кто же взрывал эти дома? Кто убивал людей? Одни говорят, что чеченцы. Другие - что спецслужбы.

Версию причастности чеченцев к террористическим актам, совершенным около трех лет назад, должен был подтвердить судебный процесс. Но гора родила мышь: в июне 2001 года судебный процесс был отгорожен от внешнего мира колючей проволокой исправительной колонии в Ставропольском крае, куда не имели доступа не только журналисты, но и семьи обвиняемых. Эти последние отказывались от своих признаний, данных в ходе следствия, утверждая, что их к этому принудили под пытками. Не доказано непосредственное участие в организации взрывов пятерых обвиняемых. Чеченцев среди них не было.

На другой версии - провокация спецслужб - настаивает большое количество журналистов, политиков, несколько французских кинооператоров, которые сняли фильм на эту тему, а также эмигрант - Борис Березовский.

Взрывоопасный сахар

4 сентября 1999 года взрыв сотрясает пятиэтажный дом в городе Буйнакске. Погибают 62 человека. 9 сентября под утро взлетает на воздух дом на улице Гурьянова в Москве. 94 погибших, 164 тяжело раненых. Через 4 дня в той же Москве и тоже под утро на Каширском шоссе кошмар повторяется. Погибают 119 человек. Почти в то же самое время на юге России, в Волгодонске, под руинами находят свою смерть 17 человек.

Чаще всего в средствах массовой информации повторяется слово гексоген - взрывчатое вещество, следы которого были обнаружены в остатках мешков, подложенных в подвалы взорвавшихся жилых домов. Россия находится в шоке. Хотя никто не взял на себя ответственность за совершенные террористические акты и никто не был задержан, спецслужбы называют виновных - как всегда это чеченцы.

22 сентября 1999 года в Рязани происходят что-то такое, что до сегодняшнего дня остается наиболее строго охраняемой тайной Кремля. В 21.10 возвращающийся домой на улице Новоселова водитель автобуса заметил двоих мужчин и женщину, которые переносили какие-то мешки из машины в подвал. Вызванные по тревоге сотрудники милиции не застали таинственных людей, однако в подвале ими были обнаружены три мешка с гексогеном и вмонтированным в один из них часовым механизмом, установленным на 5.30.

То, что в мешках гексоген, а взрыватель, хоть и кустарной работы, но действующий, утверждает и разминировавший взрывное устройство сапер, и начальник рязанского отдела ФСБ (Федеральной службы безопасности, официальной наследнице КГБ) Александр Сергеев. 1200 милиционеров, военнослужащих и сотрудников рязанского ФСБ, снабженные фотороботами замеченных возле дома мужчин и женщины начинают поиски.

23 сентября на дипломатическом приеме Владимир Путин говорит: «Я не думаю, что это была какая-то случайность: если мешки со взрывчатыми материалами были обнаружены, то я вижу положительный момент хотя бы в том, что население соответствующим образом реагирует на события в стране».

24 сентября телефонистка из городской телефонной станции Рязани установила, что кто-то звонит по номеру главного управления ФСБ в Москве. Из здания на Лубянке спрашивают, все ли трое находятся вместе. Из Рязани отвечают, что нет, что женщина едет отдельно. Процесс определения места, откуда исходил звонок, занимает несколько минут. На место пребывания предполагаемых террористов направляется антитеррористический отряд. Преступники должны быть задержаны. Должны, но ┘

За полчаса до этого, во время совещания, посвященного борьбе с организованной преступностью, министр внутренних дел Владимир Рушайло заявляет, что в работе милиции виден прогресс, поскольку «в Рязани предотвращен террористический акт». Однако несколькими десятками минутами позже глава ФСБ Николай Патрушев в том же самом здании, на той же конференции утверждает, что не может быть и речи о терроризме, поскольку не было никакого взрыва. В Рязани проводились учения, и в мешке находился сахар. Это заявление делается в тот момент, когда рязанские милиционеры приближаются к квартире с предполагаемыми террористами. И в этот момент история обрывается. Поскольку не было никакого террористического акта, соответственно некого и ловить.

До настоящего момента множество вопросов остаются невыясненными. Например, почему потребовалось целых два дня, чтобы сообщить об учениях? Почему результаты экспертизы содержавшегося в мешках взрывчатого вещества однозначно указывавшие на наличие гексогена, были изъяты из Рязани в Москву, в которой невозможно обнаружить никаких следов? Почему - если в мешках был сахар - содержимое мешков вообще нужно было отдавать на экспертизу? И, наконец, почему расследование этого дела было окружено государственной тайной, а Патрушев - глава ФСБ и близкий друг Путина - не предупредил тогдашнего премьер-министра о намерениях проведения подобных учений?

Русско-французские партизаны

В марте 2000 года независимая телевизионная компания НТВ проводит собственное расследование. В августе 2001 года оппозиционный еженедельник «Новая газета» выпускает 22-х страничное специальное приложение, посвященное проблематике терроризма в России, подписанное находящимся на территории Англии подполковником ФСБ Александром Литвиненко и пребывающим в США историком (который в качестве иностранца уже стал членом Российской Академии Наук) Юрием Фельштинским. Это отчет обо всех террористических актах (в том числе и чеченских), в которых документально подтверждается участие ФСБ. В марте 2002 года в Лондоне состоялся премьерный показ французского документального фильма «Покушение на Россию». Это журналистское расследование по делу террористического акта в Рязани.

Телекомпания НТВ - как независимая от властей структура - перестала существовать. У «Новой Газеты» большие трудности: в на вид простом споре между чиновником, которого оскорбила статья о коррупции, и газетой суд постановил выплатить миллион долларов в пользу обвинителя. Если приговор будет оставлен судом вышестоящей инстанции без изменений, то дни издательства будут сочтены.

Некоторые другие проблемы также уже решены. Например, с той женщиной, с улицы Гурьянова в Москве. Страдая от болезни сердца, она вышла из квартиры, чтобы подышать свежим воздухом. Она увидела соседа (из дома, который через полчаса должен был взлететь на воздух), который в пол пятого утра выходил из подъезда. Когда у него спросили, куда он идет, мужчина ответил, что за водкой. Через несколько дней женщина встретила его одетого в другую одежду. «Как же это? - спросила она, - Ты что, успел вынести что-нибудь из одежды? Ведь в ту ночь ты был одет по- другому? Это должно было остаться под обломками твоей квартиры┘» Ее нашли через три дня. Зарубленную топором.

Или то случай с солдатом Пиняевым, который в ноябре 1999 года хотел отсыпать себе немного сахара из мешка на складе, который он охранял. Этот склад находился в Рязани. Пиняев насыпал себе в чай ┘ гексогена. Его командиров, которым он об этом доложил и которые доложили об этом по команде, отправили на фронт в Чечню. Журналистам сообщили, что никакой Пиняев в этой воинской части не служит, а он сам был задержан ФСБ по обвинению в разглашении государственной тайны. Какая же это была тайна, если его официально обвинили в краже сахара? И он публично должен был отказаться от того, что говорил раньше. После этого его следы затерялись.

Или тот случай с офицером ФСБ, портрет которого был ошибочно показан по телевидению сразу же после первого взрыва в Москве в качестве гражданина, которого заметили, когда тот разгружал мешки. Это был фоторобот, составленный сотрудником из отдела по борьбе с организованной преступностью в Чечне. Только через несколько дней этот портрет был заменен на другой, а узнавший его сотрудник погиб на Кипре.

Но даже если удалось ложно истолковать несколько фактов, то другие до сих пор скрыты пеленой неизвестности. 24 сентября 1999 года в Москве было запланировано заседание всех силовых министров по вопросу борьбы с терроризмом. В тот же день различные российские политики хором потребовали войны в Чечне. И в это самое время в ходе визита в далекий Казахстан Владимир Путин сделал заявление, которое положило начало войне и привело к резкому росту рейтинга Путина тогда еще кандидата в президенты. Люди поверили, что только наемники Басаева и Хаттаба способны совершить такие ужасные злодеяния. И пожелали, чтобы чья-нибудь сильная рука с ними расправилась.

Чеченские власти отрицают свою причастность к взрывам домов. Даже пресс-секретарь ФСБ заявляет, что чеченцев среди террористов нет, тем не менее «они наверняка скрываются в Чечне». Аслан Масхадов, президент Чечни, добивался переговоров. Никто не хотел его слушать. Весенние президентские выборы в России должны были пройти на фоне баталии, которая должна была привести на пьедестал силовые структуры. Только война могла дать власть ФСБ и, связанному с ней, Путину.

Отступление

Фильм «Покушение на Россию» показывали в Лондоне и с того времени ни одна из общероссийских телевизионных компаний не решилась на его показ. Не удались и попытки региональных телекомпаний: трансляция в Новосибирске была отменена самим представителем президента Путина по Северному округу. В наиболее заинтересованном городе - Рязани, в небольшом помещении, практически в условиях конспирации фильм могли посмотреть 60 человек. Александра Костарева, организовавшего показ фильма в Перми, избили железными прутьями на лестничной клетке собственного дома; помещение, в котором проходил показ, разгромлено. Наиболее антипутиновски настроенный российский тележурналист Евгений Киселев, которого уже дважды лишали телевизионной программы (весной 2001 г. - НТВ и осенью 2001 г. - ТИ-6) - сейчас, когда снова возможно его возвращение на телеэкран, зарекается, что никогда не возьмет в руки кассету с этим фильмом.

В марте 2000 года Дума пыталась начать расследование по рязанскому делу по инициативе депутатов от демократической партии «Яблоко», но значительным большинством голосов это предложение было отклонено. Это же предложение (на этот раз от Либеральной России) весной 2002 года получило значительно больше приверженцев. Естественно не настолько, чтобы это предложение прошло.

Правду!

Либеральная Россия не сдается. По ее инициативе вне Думы возникла Общественная следственная комиссия по вопросу взрывов домов в сентябре 1999 года. В ее состав входят известные юристы, политики и журналисты. Во главе стоит Сергей Ковалев. «Страшно подумать, что представители властей могут быть связаны со взрывами домов», - говорит он, - Сами власти категорически отвергают такую возможность. Поэтому они тем более должны быть заинтересованы в независимом расследовании этого дела. И их пассивность выглядит странной».

Ковалев признает, что они не знают, кто взрывал дома. Знают, кто этим воспользовался. Это был наиболее сильный психологический фактор в предвыборной компании Путина. Ответ на вопрос: кто воспользовался - не находится в судебной компетенции. Это в компетенции следователя. «Мы проводим расследование. Но дойдет ли когда-нибудь до судебных разбирательств? Все-таки я не могу утверждать, что власти как-то с этим связаны, но и отвергнуть это я тоже не могу», - говорит Ковалев.

Ковалев придерживается мнения, что намного яснее представляется рязанское дело.

- Однако я далек от мысли, что нам удастся провести расследование убедительно и содержательно. Маловероятно, что мы найдем виновных.

- А почему именно сейчас можно было бы найти виновных? - удивляется лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский. - Кто несколько лет назад убил журналистов Холодова, Листьева, Юдину; кто убил Старовойтову? - ответа нет. Те преступления, так же, как и совершенные в сентябре 1999 года - независимо от того, кто был их виновником - это результат созданной Ельциным системы. Не следует забывать и о том, что именно Ельцин 23 сентября 1999 года отдал тайное распоряжение фактически начинающее боевые действия в Чечне и передал Путину полномочия на их ведение. Драма России состоит в том, что зло повторяется.