Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вызов Жаку Шираку

Редакционная статья

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Франция довела парадокс 21 апреля до предела: президент, показатели которого в первом туре были наихудшими в истории Пятой республики, победил благодаря торжеству принципа: «в первом туре голосуем за, во втором - против». Этот принцип стал составной частью нашей политической жизни. Между тем президент оказался «лучшим избранником», и сосредоточил в своих руках огромную власть. Власть без страховки, без всяких пределов, разве что кроме тех, которые он сам себе положит

Франция довела парадокс 21 апреля до предела: президент, показатели которого в первом туре были наихудшими в истории Пятой республики, победил благодаря торжеству принципа: «в первом туре голосуем за, во втором - против». Этот принцип стал составной частью нашей политической жизни. Между тем президент оказался «лучшим избранником», и сосредоточил в своих руках огромную власть. Власть без страховки, без всяких пределов, разве что кроме тех, которые он сам себе положит.

Таков результат - «урожай» первого тура парламентских выборов, которые по всем пунктам дали положительный ответ на требование «ясного и сплоченного большинства». Рассмотрим новый расклад сил: никогда еще в современной политической истории не был так ровен ход планет нашей системы с королем-солнцем в середине.

Во времена господства левых, у оппозиции в Сенате была возможность воспользоваться своим представительством; на этот раз, от руководства органами контроля (Высший совет по аудиовизуальным СМИ и Конституционный совет) до большинства в регионах и департаментах, - все взято под контроль. Нет больше алиби сосуществования: нет никаких институтов, которые могли ограничить способность президента к действию.

Однако, даже получив абсолютную власть, Жак Ширак (Jacques Chirac) совершил бы ошибку, если бы посчитал, что обладает абсолютными полномочиями. Несмотря на победу «с крупным счетом», правые не впадают в заблуждение, будто бы они создают новую Францию, подобно левым в 1981 году. У правых нет исторической уверенности такого рода, их приход к власти произошел не на волне долгих ожиданий общества, не произошло и смены исторического периода. Напротив, чередование властей после каждых выборов стало правилом. С 1981 года страна пользовалась любой возможностью для смены правительства.

Процесс, в котором мы сейчас живем, мало напоминает незаполненный бланк, пустую страницу. В первом туре президентских выборов французы отвергли пару премьер-президент, бывшую у власти в течение 5 лет, дуэль Ширака и Жоспена (Jospin) не состоялась; во втором туре Франция мобилизовалась, чтобы отразить атаку крайне-правых; в первом туре парламентских выборов население, как его и просили, отвергло новое сосуществование. По всей видимости, во втором туре французы предоставят правительству парламентское большинство. Но во время этой вялой, быстрой кампании, суть которой можно было свести к двум-трем лозунгам, в любой ее момент, при малейшей возможности, подлинной и основательной, французы отдавали предпочтение тому или иному пункту программы; всякий раз общество реагировало с большой точностью, подобно сейсмографу, на новые политические ставки. На этот раз, в соответствии с пятилетним президентским сроком и изменениями календаря избирательной кампании, общество согласилось вновь поставить Пятую Республику на ноги, и отдало пальму первенства победителю президентской гонки.

Потому мы повторяем вопрос, который был поставлен на выборах 5 мая, в день переизбрания Жака Ширака: сможет ли он возвыситься над обстоятельствами? Поскольку возможны два варианта прочтения последних событий и две линии поведения. С первой точки зрения, которая может показаться предвзятой, президенту удалось лишь плутовство: таков аргумент тех, кто утверждает, что французы, отдав ему большинство, голосовали за программу первого тура кандидата Ширака (которая имела солидный успех, как известно); и это означает начало настоящей Реставрации, как если бы речь шла о том, чтобы вернуться к дискурсу и решениям 1997 года, осуществлению которых тогда помешал один неверный ход. Другая точка зрения - позиция над схваткой, согласно этому мнению, Жак Ширак многим обязан (с гражданской точки зрения) левым руководителям и избирателям. Что опровергает аргументацию Жана-Мари Ле Пена (Jean-Marie Le Pen), по мнению которого, серия выборов, которая все еще продолжается, имеет лишь одну цель: позволить Шираку сперва заставить левых голосовать за него, а потом «раздавить» их.

На данный момент премьер-министр, которому принадлежит часть успеха правых в правительстве (быть может, потому что его образ не дал левым никакого повода для атаки), словно осторожно делает пробу золота. Быть может, это от здоровой скромности. Жан-Пьер Раффарен (Jean-Pierre Raffarin) представляется человеком скромным: во всяком случае, у него есть повод стать таковым, принимая во внимание те проблемы, с которыми ему предстоит столкнуться. И их решения можно достичь, если избавиться от некоторых догм Ширака.

Во взгляде на Европу: все сигнальные лампочки зашкаливают - от конфликта правительства с Центральным Банком в вопросах бюджетного маневрирования, до борьбы против сельскохозяйственной коалиции, с которой Франции предстоит столкнуться; кроме того, расширение Европы может быть поставлено под вопрос на референдуме в Ирландии, притом, что совершенно не ясна позиция самого Ширака и его планы, из-за того, что во время кампании эти темы не выносились на обсуждение («вначале победим, а там увидим, что делать», как напомнил Жан-Луи Дебре, «знаток» президента).

Во взгляде на государство: как быть «реставратором власти», когда, вопрос, в первую очередь, состоит в том, для кого нужно сохранить общественный договор, как его реформировать, для того чтобы он лучше функционировал; вопрос в том, как применить этот договор в отношении жителей наших пригородов, да и нуждаются ли они в нем? Речь идет о том, чтобы узнать, где принимаются решения, и где они должны приниматься, в организациях какого уровня? Теперь одних разговоров «о французских низах» недостаточно, недостаточно и искать корень зла во французской элите.

Во взгляде на правосудие: которое должно сохранить с таким трудом добытую независимость; во взгляде на интеграцию, которая больше не называют среди приоритетов и которая однако, является им как никогда прежде; по вопросу оппозиции, которой ни одна современная демократия не может себя лишить, и которую следует научиться уважать. Во взгляде на природу общественного договора и его обеспечения. В вопросе об институтах, о кризисе которых можно говорить с уверенностью, несмотря на все иллюзии голосования, короче говоря, по тысяче вопросов, в поисках ответа на которые страна находится, начинает сомневаться в себе. Тогда как следовало бы обрести доверие к своим элитам и веру в своих детей, в многонациональность и республиканские ценности, веру в себя, в свою способность стать лидером в Европе, в нашей Европе: какая почва для прекрасной кампании! И вот к чему мы пришли: мы можем полагаться лишь на дальновидность одного человека!

Какой вызов ему предстоит принять!