Варандей, Россия. Сверкающий новый терминал ОАО "Лукойл" на суровом побережье Баренцева моря расположен очень удачно, чтобы танкерами возить отсюда сырую нефть на нервничающие (по причине возможных перебоев в доставке сырья - прим. пер.) нефтеперерабатывающие предприятия Соединенных Штатов Америки и Европы, которые уже сегодня обращаются к этой российской корпорации с предложениями о покупке ее нефти. Есть всего одна проблема. "Мы им говорим, что нефти пока нет, - говорит региональный директор ОАО "Лукойл" Игорь Нарко.
Амбициозные планы ОАО "Лукойл" по освоению девственных нефтяных месторождений на этом куске арктического льда станут хорошей проверкой данного Россией Западу обещания увеличить экспорт своей нефти и на многие годы вперед надежно подстраховать Запад от любых возможных дефицитов поставок нефти из Персидского залива. В условиях, когда как на Ближнем Востоке, так и в богатой нефтью Венесуэле происходят волнения, Соединенные Штаты и Европа с одобрением наблюдают за тем, как российская нефтяная индустрия в последние годы восстанавливается, ремонтируя вышедшие из строя после распада Советского Союза скважины и начиная осваивать два крупных нефтяных месторождения в Сибири. Добыча нефти растет с темпом 8% в год, но остаются вопросы относительно того, как долго Россия сумеет держать такой темп. Пока что обеспечивать рост нефтедобычи удавалось при сравнительно небольших затратах в период высоких мировых цен на нефть. Но, для того чтобы нефтедобыча росла и дальше, России нужно сделать гораздо больше. Поскольку в предстоящие годы некоторые из самых крупных сибирских нефтяных месторождений, эксплуатирующихся с советских времен, начнут истощаться, нефтедобывающим предприятиям придется вкладывать больше денег в более дорогие в эксплуатации, рискованные и потенциально враждебные человеку нефтяные провинции. Насколько они готовы рисковать, будет зависеть от одного каверзного вопроса: сколько в действительности нефти есть у России? Оценки ее запасов сильно варьируют от одной пятой части до примерно половины запасов Саудовской Аравии. Российское правительство заявляет, что его собственная оценка является государственной тайной.
Иностранные компании демонстрируют осторожную, но возрастающую заинтересованность в России. Пока что они выжидают, ограничиваясь по большей части предоставлением за плату технологий вместо прямого инвестирования в проекты освоения нефтяных месторождений и получения прибылей от увеличения нефтедобычи. Американская компания "Conoco Inc.", к примеру, предложила инвестировать 800 млн. долл. США в развитие месторождений Арктики, однако бюрократические рогатки тормозят принятие этого предложения. В понедельник лондонская открытая общественная компания с ограниченной ответственностью, являющаяся филиалом корпорации "British Petroleum" (BP), заявила, что изучает вопрос об освоении удаленных сибирских месторождений совместно с ОАО "Юкос", второй по величине нефтедобывающей компанией России. Но эта сделка пока под большим вопросом, а сам проект весьма рискованный. Для организации нефтедобычи придется затратить как минимум 4 млрд. долл. США, в то время как строительство экспортного нефтепровода в Китай, наиболее вероятный рынок для нефти, обойдется еще в 2 млрд. долл. США.
Шагая по мосткам в слепящем северном сиянии, г-н Нарко перечисляет все препятствия, которые поджидают нефтяников в Арктике. Там нет дорог, трубопроводов или кабельных электрических линий, которые могли бы ускорить работы в отдаленных районах вечной мерзлоты. Ветры исключительной силы по ночам сносят в море тысячетонные баржи снабжения. Характер местных политиков тоже нередко сбивает планы с курса. Корпорация "Лукойл" пока вложила 300 млн. долл. США, но нужно вложить еще миллиарды, прежде чем забьют фонтаны нефти на экспорт. Сегодня в порту Варандей швартуется один малотоннажный танкер в месяц, чтобы взять на борт нефть, добытую из десятка пробуренных поблизости новых скважин.
По словам представителей ОАО "Лукойл", Вашингтон, желая получать больше сырой нефти из России, изучает возможность использования выдаваемых под гарантии правительства компанией "Overseas Private Investment Corp. (OPIC)" займов для ускорения работ в Арктике. OPIC от комментариев воздержалась. Правительства других западных стран тоже внимательно следят за ситуацией в российской нефтяной индустрии. Когда г-н Нарко показывал свой терминал, неподалеку приземлился военный вертолет советского производства, доставивший группу чиновников энергетического агентства Швеции. Советник шведов, консультант по вопросам энергетики Пол Дикселиус (Paul Dixelius), говорит, что главной целью Стокгольма является поиск новых источников снабжения страны нефтью для компенсации снижающейся добычи нефти в Норвегии. Ближний Восток, говорит он, также вызывает озабоченность. "Вы же не хотите оказаться в том положении, в каком очутились в 1973 году, - говорит он. - Мы заинтересованы в том, каким станет этот регион через 10 лет".
Тиман-Печора, вторая по разведанным запасам нефтяная провинция России, в советские времена почти не развивалась, поскольку органы централизованного планирования фокусировали внимание на более богатых месторождениях Западной Сибири. В конце 1990-х годов крупнейшая российская нефтяная компания "Лукойл", убежденная в том, что близость данного региона к экспортным рынкам делает его ценным, сумела ухватить многие из лицензий на добычу нефти. "Пока Соединенные Штаты проводят в зоне Персидского залива довольно твердую политику, они должны быть уверены, что у них имеются альтернативные источники снабжения нефтью, - говорит в Москве вице-президент ОАО "Лукойл" Леонид Федун. - Одна из альтернатив - это Тиман-Печора". На сегодняшний день "Лукойл" построила флот ледокольных танкеров, начала добывать нефть на трех небольших месторождениях и развивать ряд других месторождений.
В региональной столице Нарьян-Мар построенное из красного кирпича здание офиса ОАО "Лукойл" возвышается над осевшими домами, обшитыми досками. Но, пытаясь продвинуться глубже в тундру, компания натолкнулась на препятствия. Бывший механик по ремонту снегоходов, сегодня являющийся региональным губернатором, объявил войну нефтяной компании со штаб-квартирой в Москве, обвинив ее в попытках свести к минимуму выплату налогов в местный бюджет и подчинить регион своему влиянию. Губернатор Владимир Бутов, заявляют представители ОАО "Лукойл", не желает выдавать компании новые лицензии на нефтяные месторождения и утверждать ее планы строительства трубопроводов. Даже маленькое кафе, которое компания "Лукойл" построила в Нарьян-Маре, стало причиной вражды. "Он сказал, чтобы мы его снесли", - говорит Сергей Городнищев, начальник эксплуатационного управления ОАО "Лукойл". Неоднократные попытки дозвониться до г-на Бутова или встретиться с ним не удались. Его помощник в понедельник сказал, что г-н Бутов болен, и связаться с ним невозможно.
Далее идут деньги. На освоение всего Тиман-Печорского месторождения потребуется 10 лет и 10 млрд. долл. США. Корпорация "Лукойл", которая в прошлом году, согласно оценкам, получила прибыль 3 млрд. долл. США, говорит, что может вложить половину нужной суммы, но рассчитывает, что остальное доложат ее партнеры. Деньги компании "Conoco" жизненно необходимы для развития трех крупнейших месторождений и строительства экспортного нефтепровода к морю, но американская компания опасается доверять столь крупные инвестиции российским шатким законам. Она хочет участвовать в осуществлении этого проекта на условиях соглашения о разделе продукции, подписав с правительством контракт, который гарантировал бы стабильность налоговых обязательств и условий инвестирования на весь срок жизни этого многомиллиардного инвестиционного проекта. Такие соглашения являются обычными для стран, где нефтяные компании вкладывают значительные капиталы в развитие нефтяных месторождений, но сами фактически не являются их владельцами.
"Корпорация "Лукойл" поддерживает заключение соглашения о разделе продукции, однако правительство неоднократно откладывает подписание этого контракта. Большинство российских нефтяных компаний, которые заработали достаточно денег за те 2 года, в течение которых мировые цены на нефть держатся высокими, не пожелали открыть свой рынок для иностранной конкуренции и лоббируют в пользу аннулирования контрактов. На сегодняшний день государство заключило всего три подобных контракта.
Когда Советский Союз развалился, вместе с ним исчезло и государственное финансирование нефтяной индустрии, а добыча нефти в России постепенно упала вдвое по сравнению с пиковым уровнем 11,5 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов =158,78-158,95 л) в сутки в 1987 году. Приватизация этой индустрии в середине 1990-х годов мало чем помогла ей: большинство магнатов с политическими связями, которые купили нефтяные скважины, предпочитали прятать свои доходы в банках вместо того, чтобы реинвестировать деньги в производство.
Сейчас, в условиях политической стабильности при президенте Владимире Путине, российские магнаты начали вкладывать деньги в развитие производства. В прошлом году было вложено 2 млрд. долл. США, а прогноз на нынешний год обещает увеличение капиталовложений до 6,1 млрд. долл. США. Пока что эти деньги способствуют сильному росту объемов нефтедобычи. На берегах сонной реки Обь в Западной Сибири компания "Юкос" разрабатывает гигантскую обводненную залежь; это нефтяное месторождение было открыто в начале 1980-х годов, но тогда у Советов не было технологий для его освоения. Поначалу компания "Юкос" намеревалась взяться за разработку этого месторождения вместе с "Amoco Corp.", сегодня входящей в BP, но, когда их партнерские отношения прекратились, россияне просто наняли иностранных консультантов для помощи в этом деле. Тремя сотнями километров севернее ОАО "Сибнефть" открыло заглушки на крупном месторождении, которое эта компания в свое время планировала разрабатывать совместно с французской компанией "Elf", сегодня входящей в корпорацию "TotalFinaElf". В совокупности эти два месторождения в нынешнем году дают около 400000 баррелей нефти в сутки, что в значительной мере обуславливает рост нефтедобычи в России. Расположенные рядом с экспортными нефтепроводами и уже полностью обследованные советскими геологами, эти запасы были относительно недорогими и простыми для освоения. Необходимые для начала их эксплуатации инвестиции составили сотни миллионов долларов США.
Но в России скоро не останется таких подарков судьбы, а освоение ныне слабо эксплуатируемых запасов далеко от существующей инфраструктуры обойдется значительно дороже. В докладе, опубликованном Международным агентством по энергетике (International Energy Agency) со штаб-квартирой в Париже в марте с.г., содержится предостережение, что многие из крупнейших сибирских нефтяных месторождений России истощаются, и что в долгосрочном плане объем нефтедобычи в этой стране будет определяться дальнейшими инвестициями в расположенные на большем удалении от обжитых районов месторождения.
Российское правительство объявило, что все данные о запасах нефти являются совершенно секретными. BP оценивает разведанные российские запасы в 48,6 млрд. баррелей, или 5% мировых запасов, считая только нефть, которая принадлежит российским компаниям, прошедшим аудит в соответствии с западными стандартами. Россия "не может стать альтернативным источником, который мог бы на длительную перспективу заменить поставки на мировые рынки нефти из Саудовской Аравии или из стран ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти - прим. пер.)", написал в опубликованном в прошлом месяце исследовании бывший менеджер российского представительства компании "Mobil Oil" и аналитик Брукингского института (базирующейся в Вашингтоне аналитической организации). "У нее просто нет таких запасов нефти". Но аналитики Международного агентства по энергетике и другие западные аналитики оценивают суммарные запасы нефти в России цифрой, которая, как минимум, вдвое больше названной BP, хотя они и не уверены, что вся эта нефть может быть отнесена к категории промышленных запасов.
Когда речь заходит о рискованных проектах, некоторые российские компании начинают отказываться от враждебного отношения к иностранцам. Генеральный директор компании "Юкос" Михаил Ходорковский говорит, что заинтересован в "разделении рисков". Его компания пытается качать нефть из недавно открытых месторождений Восточной Сибири и участвовать в строительстве экспортного нефтепровода в Китай. Представитель компании BP Питер Неншоу (Peter Henshaw) заявляет, что ранее в этом году геологи компании обследовали этот регион, и сейчас изучается возможность его освоения совместно с компанией "Юкос", но пока еще не закончен анализ данных поисково-разведочных работ, который позволит определить, является ли этот проект "технически осуществимым и экономически привлекательным".
Вернемся в Варандей. Ранее проделанная компанией "Лукойл" работа иллюстрирует, какой тяжелой будет следующая фаза развития нефтяной индустрии России. Попивая чаек в деревянном бараке, когда вдоль арктического побережья гуляют резкие ветры, г-н Нарко вспоминает, что, когда он начинал строить нефтяной терминал, некуда было причаливать баржи снабжения. И тогда его рабочие притянули баржи к самому берегу, дождались отлива и быстренько подогнали к баржам пару подъемных кранов, чтобы их разгрузить на голый берег. "Нам было поручено доказать, что здесь можно работать, добывать здесь нефть, и мы это доказали", - говорит он.
Компания "Conoco" заявляет, что готова начать, но по-прежнему не доверяет российскому инвестиционному климату и опасается браться за дело без соглашения о разделе продукции. Американская компания надеется, что российское правительство станет более благосклонно смотреть на эти сделки, когда опции увеличения объемов производства в традиционных российских районах нефтедобычи будут исчерпаны.