ЕС становится ближе. Настолько близко, что граждане российской Калининградской области тут же окажутся в Европейском союзе, сделав один единственный шаг в сторону от ее небольшой территории. С расширением Союза, запланированным на 2004 год, российский эксклав превратится в остров посреди ЕС. Однако Калининградская область оказалась отделенной от российской метрополии еще десятилетие назад, в момент распада Советского Союза. Она граничит с Польшей и Литвой (обе страны - кандидаты на вступление в ЕС на первом этапе), часть территории выходит на Балтийское море. Таким образом, тот, кто хочет попасть с этой малой территории в Россию, должен сначала преодолеть 500 километров по земле Литвы, а потом Белоруссии или Латвии. По воле Европейского союза для этого потребуется вскоре виза.
Но именно с этим никак не хочет примириться президент России Владимир Путин. «Они пытаются навязать нам абсолютно неприемлемое решение», - жаловался он несколько недель назад на Союз. С той поры конфликт, скорее, даже обострился. На ряде встреч в верхах политики России и ЕС сошлись лишь в том, что они не могут прийти к единому решению. Последний раз это случилось в начале недели на заседании Совета стран Балтийского моря в Санкт-Петербурге. «Мы никогда не согласимся с нарушением российского суверенитета, - пообещал там Путин и разъяснил, как он представляет себе транспортное сообщение с Калининградской областью в будущем. - Самым простым решением было бы введение таких правил, которые в семидесятые годы существовали для Западного Берлина и остальной части Германии».
Путин, конечно, тоже считает «не самым лучшим решением» возвращаться, тем самым, к временам «холодной войны». Но введение визового режима, чего требует ЕС, по его словам «еще хуже». Чтобы обойти эту проблему, Россия выступает за «принцип закрытых дверей». Российские пассажиры могли бы следовать по территории Польши и Литвы по железной дороге и в автобусах без остановок. Для граждан, следующих на своих автомобилях, время на транзит должно быть ограничено двенадцатью часами. Но это воспринимается, прежде всего, поляками как создание «коридора», а это слово пробуждает у них неприятные воспоминания. По Версальскому договору 1919 года поляки были вынуждены дать обязательство гарантировать «свободный транзит граждан, товаров, судов, лодок, железнодорожных вагонов и почтовых отправлений между Восточной Пруссией и остальной частью Германии через польскую территорию». Перед своим нападением на Польшу нацистская Германия потребовала создания по этому коридору экстерриториального автомобильного и железнодорожного сообщения.
Вопрос о новом коридоре, на этот раз соединяющем Калининград - бывший восточно-прусский Кенигсберг - с остальной частью России, не может для поляков стоять на повестке дня уже по этой исторической причине. При этом ЕС считает, что поляки стоят на его стороне, если даже и из чисто практических соображений. В Брюсселе считают российские представления неприемлемыми, что касается существующих шенгенских правил относительно въезда в страны ЕС. В середине мая, выступая в Европарламенте, внешнеполитический комиссар ЕС подчеркнул, что государства-члены организации едины в том, что нельзя ни подрывать основы Шенгенского соглашения, ни наносить ущерб переговорам о расширении Союза. Он, по его словам, надеется, что Россия учтет то, что создание безвизового коридора неприемлемо.
Ситуацию для России должно облегчить введение упрощенного порядка оформления виз. «Граждане Калининграда должны иметь возможность поддерживать связи с остальной частью России», - сказал недавно, находясь в Москве, президент Польши Александр Квасьневский (Alexander Kwasniewski). Это, продолжил он, возможно путем введения недорогих виз, рассчитанных на продолжительные сроки. Но о коридоре не может быть и речи, «прежде всего, не заводите разговор об этом с поляками», попросил он. При мысли о запломбированных железнодорожных вагонах, у него, сказал президент, мурашки идут по коже. Воспринимать идею о создании коридора выше сил и литовского премьера Альгирдаса Бразаускаса: «Наша территория не так велика. У нас мало автомобильных и железнодорожных дорог, которые мы могли бы выделить из существующей инфраструктуры».
В любом случае Польша и Литва намерены ввести визовый режим для граждан России еще до своего вступления в ЕС, а вступают они - Польша - 1 июля, Литва - 1 октября 2003 года. Для жителей Калининградской области, видимо, наступят тогда трудные времена. По данным заместителя министра иностранных дел России Сергея Разова, ежегодно воздушным сообщением между Калининградом и метрополией пользуются 110 000- граждан. В то же время 960 000 граждан использовали для поездок железнодорожный и 500 000 автомобильный транспорт. Это те люди, которым в будущем потребуется виза.
Проблемы Путина
Первая проблема возникает уже с получением заграничного паспорта. На сегодняшний день такой документ имеют только 230 000 граждан области. Для российских военнослужащих, например, вообще не предусмотрены заграничные паспорта. К этому надо добавить то обстоятельство, что заявка на получение визы может быть отклонена. Такое, по данным Разова, до сих пор происходит с тремя-пятью процентами всех заявок, подаваемых российскими гражданами, желающими отправиться в страны Европейского союза.
Все эти проблемы, считают в Европейском союзе, разрешимы, если Россия проявит гибкость. Во время саммита ЕС, который состоится 21-22 июня в Севилье, будет сделана очередная попытка достичь единой точки зрения с Россией. Но это, видимо, будет нелегко, поскольку для Москвы калининградский вопрос - это вопрос принципа. «Многие влиятельные силы очень недовольны нынешней прозападной политикой Путина», - считает эксперт по военным вопросам Павел Фельгенхауэр. Калининград, по его словам, является удобным предлогом показать, что новые западные друзья хотят в действительности Россию «разорвать по частям». Достаточно щекотливой эта тема является для Путина и у себя дома. Его жена Людмила родом из Калининграда.
═