Варениковская, Россия. Сын-первенец Вали Урамова умирает, лежа на кровати его родителей. Рахиму 5 месяцев, но он даже не может кричать. Огромная опухоль мозга - почти вполовину его головы - выступает из черепа. Врачи в Москве пообещали его прооперировать - бесплатно. Но г-н Умаров не может отвезти сына в далекую столицу. Этнический турок, проживающий здесь с тех пор, как бежал из Средней Азии в дни заката Советского Союза, он не является гражданином России и не имеет официального вида на жительство в этой стране. В Краснодаре он не имеет права работать или водить автомобиль. Даже его женитьба не признается законной. "Мы все время чего-то боимся, - сказал он. - Мы опасаемся даже выходить на улицу. Нам никогда не добраться до Москвы, чтобы спасти своего сына".
Когда в прошлом месяце он повез Рахима к врачу в ближайший районный центр, сказал г-н Умаров, милиция остановила его на контрольно-пропускном пункте, толкнула его жену, державшую на руках малыша и задерживала его несколько часов, пока он не дал взятку. В наши дни, говорит он, он боится ходить на плантацию помидоров, которая является единственным источником дохода его семьи: местная милиция начала устраивать облавы на мигрантов и арестовывать тех, у кого не в порядке бумаги. Впереди вырисовываются новые проблемы. В соответствии с принятым этой весной настроенной против мигрантов администрацией Краснодарского края законом, г-н Умарову и сотням других краснодарских жителей, переехавшим сюда после распада советской империи десять лет назад, грозит депортация, даже если им некуда податься. Как и г-н Умаров, большинство из них являются темнокожими нерусскими людьми. "Сейчас 21-й век, а они хотят депортировать людей на основе их этнической принадлежности, - сказал Сарвар Тедоров, лидер местной турецкой правозащитной группировки. - Они нас преследуют, чтобы вынудить уехать отсюда".
Станица Варениковская, где проживают 16000 человек, в их числе примерно 500 турков, имела несчастье стать точкой возгорания становящихся все более острыми этнических конфликтов по всей России. Годами политики-националисты по всей стране разжигают ненависть к тем, кто не является этническим русским, обвиняя нежелательных мигрантов в таких грехах, как рост преступности и распространение СПИД'а. В таких городах, как Москва, насилия, совершаемые скинхедами (бритоголовые, англ.) по отношению к темнокожим пришельцам, стали настолько обычными, что президент Владимир Путин недавно выступил против этих насилий и призвал принять новый закон о борьбе с экстремизмом. Но нигде этническое происхождение так сильно не разделяет людей, как в районе вокруг станицы Варениковская, на богатых сельскохозяйственных территориях в умеренном южном поясе России, расположенном на небольшом расстоянии от известных курортов Черного моря. Если прочие националисты ограничиваются руганью в адрес мигрантов, то губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, выигравший выборы в декабре 2000 года на открыто националистской платформе, применил против мигрантов всю мощь государства. Он утверждает, что Краснодарский край с населением 5 миллионов человек задыхается от мигрантов, которых сюда прибыло не менее 1 миллиона. Его противники оспаривают эти цифры, но все согласны, что после распада Советского Союза сюда прибыли сотни тысяч. Крупнейшей общиной является армянская.
В марте с.г. г-н Ткачев дал указание милиции и полувоенным организациям казаков, которые сыграли важную роль в его избрании, провести операцию "Иностранец", целью которой является выявление нелегальных мигрантов. В апреле вступил в действие новый антииммиграционный закон. По этому закону на иммигрантов могут накладываться огромные штрафы, нелегальным иммигрантам грозит немедленная депортация, а на границах Краснодарского края создаются центры депортации.
"Наша цель разъяснить всем нелегальным иммигрантам, что Россия - не проходной двор", - якобы сказал г-н Ткачев, выступая на конференции по проблеме мигрантов. Он также выдвинул предложение организовать чартерные рейсы самолетов для вывоза мигрантов обратно в Среднюю Азию и на Кавказ и конкретно высказался за то, чтобы власти обрушили репрессии на всех тех, кто проживает в Краснодарском крае с нерусскими фамилиями - заявление, от которого он теперь отказывается.
"Здесь грубо нарушаются права человека, - сказал Владимир Косов, местный представитель российской организации борцов за права человека "Мемориал". - Если предыдущий губернатор только грозился, то теперь они пытаются претворить эти слова в дела. Они пытаются легализовать свои нападки на мигрантов с помощью этого нового закона, а федеральный центр хранит молчание".
В самом деле, федеральное правительство Путина мало что делает, чтобы остановить г-на Ткачева, проводящего такую политику, которую активисты правозащитных организаций называют "этнической чисткой". Официальные лица в Москве говорят, что новый закон г-на Ткачева является неправомерным, поскольку он узурпирует полномочия центрального правительства регулировать иммиграцию. Но они не попытались вмешаться, чтобы прекратить хотя бы какие-то нарушения прав человека на этой территории, а сам г-н Путин хранит молчание по поводу Краснодарского края. "Федеральные законы имеют примат над законами субъектов федерации, и мы будем действовать соответственно", - сказал Владимир Зорин, путинский министр по делам национальностей. Но в интервью г-н Зорин также высказал симпатию к г-ну Ткачеву. "Не думайте, что он шовинист, - увещевал г-н Зорин, заявляя, что мигранты в России повинны в росте преступности, наркоторговле и терроризме. Г-н Зорин cослался на этнические волнения конца 1990-х годов в Косово, когда предупреждал о том, что может случиться, если Россия не предпримет срочных мер по регулированию иммиграции. "В последние 10 лет в результате миграции был нарушен этнический баланс страны, - сказал он. - Давайте вспомним о нарушении этнического баланса в Косово и о том, что из этого вышло".
Здесь, в Краснодарском крае, Владимир Громов недавно сделал аналогичное предостережение. "Если федеральный центр не предпримет срочных мер, мы получим Косово, это точно, - сказал г-н Громов, седобородый казацкий атаман. - Если этот беспорядок сохранится, то у нас точно дойдет до насилия. У людей нет больше сил терпеть это".
Потомки яростных воинов, которые когда-то охраняли границы империи царской России, сегодняшние казаки при г-не Громове считают себя защитниками этнической чистоты той территории, которую им 200 лет назад пожаловала Екатерина Великая. Местные власти разрешили им создать полувоенную организацию, чтобы принимать участие в антииммиграционной кампании. "Мы здесь родились, - сказал он, - а эти пришельцы нарушают мои права. Они поселились на нашей земле и им следует уйти отсюда".
У г-на Громова имеется список всех претензий к иммигрантам, от их якобы "агрессивного поведения" до нежелания их детей изучать русский язык. Временами его расистские воззрения были очевидными. Например, защищая волну нападений в Москве, вину за которые возлагают на скинхедов, он сказал: "Вы должны понять, народ довели до этого. В Москве полно чернокожих. Плюнь - и попадешь в чернокожего".
Фактически, казаки в Краснодарском крае являются теневой милицией, работая в тесном контакте с официальной милицией при проведении операций , имеющих целью отлов мигрантов, не имеющих нужных документов, и принуждение их к выезду за пределы края. Временами, по свидетельству правозащитников, тактика казаков варьирует от притеснений до неприкрытых актов насилия и грабежей. Г-н Громов сказал, что за "общественной безопасностью" следят более 280 казачьих "групп бдительности", в составе которых насчитывается около 5200 человек. В апреле, по словам г-на Громова, почти 500 казаков участвовали в облавах, которое позволило выявить 29 "серьезных преступников", 380 нарушителей визового и паспортного режима и 120 мелких правонарушителей. Тысячи людей были допрошены, сказал он, и выписаны сотни штрафов.
В деревнях, где казаки совместно с местными властями регулярно проводят облавы, эти операции называют "зачистками", точно так же, как в Чечне. "Это те же зачистки, что и в Чечне, сказал г-н Козлов из общества "Мемориал". - Казаки не имеют законного права участвовать в подобных операциях".