В ходе визита в Европу президента Соединенных Штатов Америки Джорджа Буша-младшего на саммите в Италии было принято решение о создании Совета Россия-НАТО. Многие начали задумываться о значении данного соглашения, о новой американской политике на евроазиатском пространстве.
Новое лицо НАТО
К области фантастики следует отнести теории некоторых польских политиков, которые убеждены в том, что НАТО, в особенности США, гарантирует Польше безопасность перед лицом российской угрозы. Сравнение вступления Польши в Северо-Атлантический союз с принятием крещения должно было показать важность вхождения в структуры альянса.
Однако вскоре выяснилось, что американцы руководствуются совершенно иной политической доктриной, нежели это было во времена холодной войны. Бомбардировки Сербии после событий в Косово наглядно показали всему миру, что НАТО уже не оборонительный, а наступательный союз, который начинает выполнять роль этакого жандарма мирового порядка. После террористических актов в сентябре прошлого года американцы ударили по Афганистану, не спрашивая мнения своих натовских союзников. Естественно, поддержка отдельных членов НАТО была им необходима из пропагандистских целей, и они ею воспользовались, но их афганская операция была осуществлена в обход сложных процедур, предусматриваемых структурой альянса.
Для многих европейских государств это стало сигналом того, что американцы хотят вести военно-политическую игру в мире без оглядки на окружение. Это особенно ясно видно после того, как Вашингтон объявил Иран, Ирак и Северную Корею государствами "оси зла". Для многих европейских политиков такое определение противников на территории Азии неприемлемо, особенно в случае планируемых в дальнейшем военных операций и перспективы впутывания всего западного мира в новый конфликт, последствия которого предугадать невозможно. Тихая поддержка Соединенными Штатами политики премьер-министра Шарона в отношении палестинцев, а также возможность развязывания военных действий против государств "оси зла" чревата возникновением широкой антизападной коалиции исламских государств. Никто из европейских политиков в этом не заинтересован, поскольку никто не желает нести потери на своей территории от значительного количества проживающих в Европе арабов.
Европе предпочитают Россию
Для американцев европейская нерешительность стала очередным доводом в пользу того, что НАТО в их политике все больше становится балластом, нежели помощью. Расходы на военные нужды европейских государств не идут ни в какое сравнение с американскими. Сравнительная слабость их вооруженных сил и нежелание (может быть, кроме Великобритании) проводить военные операции на территории Ближнего Востока ведут к пересмотру позиции США в относительно мировых отношений. Вероятно, Соединенные Штаты Америки, будучи единственной супердержавой, предпочитают, как Древний Рим, заключать двусторонние соглашения с отдельными странами, в зависимости от их полезности для американской политики, а не "забавляться" договорами о партнерстве с "союзниками" по НАТО. Отсюда и новый взгляд на роль России, так необходимой американцам из-за своего геостратегического положения и желания сотрудничать с США.
Создается впечатление, что президент Путин признал главенство Соединенных Штатов в мире и предпринимает шаги, направленные на формирование новой, сильной позиции России при новой раздаче карт. Сотрудничество с Вашингтоном через голову европейцев и с Брюсселем через голову американцев - это настолько выгодная позиция, что можно наметить план восстановления реальной силы России в мире.
Таким образом, Северо-Атлантический союз судя по всему постепенно перестает играть важную роль в мировой системе. Он становится чем-то вроде дискуссионного клуба, на заседаниях которого Вашингтон может умело вести свою дипломатическую игру. В военной плоскости для американцев нет сильных партнеров или конкурентов, отсюда и их самостоятельные действия. Заключение союза с Россией, которой позволит ей иметь голос при принятии всех важнейших решений альянса, является новым направлением политики НАТО. Конечно, какое-то время русские будут рассматриваться Соединенными Штатами в качестве значительно менее важного фактора, нежели Европа. В дальнейшем Россия может занять более важную позицию. Это вытекает из ее более привлекательного геостратегического положения и большей пригодности для планов Вашингтона.
Погребальный звон по глобализации?
Остается вопрос о политике европейских государств в отношении Вашингтона. Помимо уже упоминавшегося спора о методах осуществления ближневосточной политики, в последнее время возник ряд политических и экономических проблем. США, являясь основным фактором создания идеологии свободной торговли, начали обеспечивать свои собственные интересы, не оглядываясь на Всемирную торговую организацию. Президент Буш, охраняя интересы американской экономики, решил обложить импорт стали высокой, 30-процентной пошлиной, что ударит по европейскому экспорту. Американцы, еще недавно так громко ратовавшие за свободную торговлю продуктами питания, осуществляют дотации для своего сельского хозяйства в еще больших масштабах, чем это имеет место в Европейском союзе. Все это может разрушить строительство либеральной мировой экономики, и даже вызвать неформальную торговую войну между Европой и Америкой. Таким образом, лопнут мифы о "новом мировом порядке" и глобализации, обеспечивающей вечный мир и всеобщий достаток. Кажется, выводы из существующего положения вещей должны сделать и польские политики, так увлеченные в последние годы либеральными предложениями Запада. Забота о собственных экономических и политических интересах должна быть основным ориентиром для наших действий на международной арене. Безопасность и благосостояние можно строить, опираясь в первую очередь на собственные силы, а не на убеждение, что нам их обеспечит "добрый дяденька" из мифического Запада.