30 августа 1918 года русская анархистка Фании Каплан стреляла во Владимира Ленина. После ареста и пыток террористка изложила для протокола причины своего поступка: она считает Ленина предателем. Чем дольше, по ее словам, тот живет, тем больше извращается идея социализма. Михаил Роом в снятом им в 1939 году фильме «Ленин в 1918 году» этому террористическому акту посвящает только один эпизод, который, между тем, служил драматургическим средством для реализации вполне конкретных политических целей. Фильм Роома снимался, в частности, не с целью показа исторических реалий, картина в большей мере должна была послужить оправданием государственного террора конца 30-х годов, ликвидации так называемых уклонистов. Те «трудящиеся массы», которые в фильме нескончаемым потоком идут к Кремлю, чтобы узнать, как чувствует себя любимый Ленин, внушали одновременно безоговорочную поддержку Сталина. На смертном одре Ленин называет своего преемника «голубком». Когда Михаил Роом создал в 1957 году новую редакцию своего фильма, этой сцены, как и многих других, которые возводили диктатора до положения идола, пали жертвой цензуры.
«Ленин в 1918 году» и судьба Фанни Каплан были главной темой доклада, который можно будет услышать в воскресенье в рамках 8-го еврейского кинофестиваля в кинотеатре «Арсенал». Юрий Векслер и Исанна Брук-Фишман исследуют жизнь анархистки и ревизуют исторические мифы: может, это была и вовсе не Каплан, кто тогда стрелял в Ленина? Может, ее никто и не казнил? Экскурс, сделанный Векслером и Брук-Фишман, очень подходит к девизу нынешнего фестиваля: «Женщина, преступница & пассия».
Темы других фильмов тоже переносят зрителя в Россию и исследуют прошлое. «Джазмен из ГУЛАГа» (1999 год), например, дает портрет джазмена-трубача Эдди Рознера, который родился в Берлине, но во времена третьего рейха эмигрировал в Советский Союз. До конца второй мировой войны Рознера и его оркестр пропагандировали, но в 1945 году, когда джаз неожиданно стал считаться проявлением западного декадентства, КГБ отправил Эдди Рознера без всякого приговора суда в лагерь.
Видимо, самую отвратительную главу в советско-еврейской истории отображает лента "L"Chayim Comrade Stalin" (2002 год), рассказывающая о мифе создания автономной области Биробиджан, которая появилась в начале 30-х годов в болотистых лесах Дальнего Востока. Этот район стал местом притяжения украинских и белорусских евреев. Туда, веря в предсказание о стране обетованной, приезжали даже переселенцы из США, Аргентины и Палестины. Действительно, здесь они могли развивать свою культуру: там были еврейские школы и издания, разумеется, синагога. Еврейский язык был объявлен официальным. В 1948 году, с началом антисемитской чистки, мечту о еврейской родине постиг стремительный крах.
Режиссер Йейл Сторм (Yale Storm) дает набросок современных тенденций: последние шесть тысяч из 45 000 евреев, которые прежде жили в Биробиджане, пытаются с началом перестройки оживить свои традиции в то время, как Государственная Дума обдумывает вопрос о ликвидации Еврейской автономной области, а переводчик, которого выделили режиссеру, не скупится на антисемитские высказывания. Пока идет фильм, интересным образом выясняется, что этот хвастун и пьяница - внук Михаила Калинина - бывшего председателя Верховного Совета.
Еврейский кинофестиваль, разумеется, не может обойти стороной израильско-палестинский конфликт. Подобранные к теме фильмы демонстрируют, прежде всего, беспомощность и бессилие. Ави Моргаби (Avi Morgabi) находит спасение в ленте «Август» (2002 год) в сарказме. Шира Рихтер (Shira Richter) сопровождает по сюжету ленты "Two States of Mind" (2001 год) палестинку и израильтянку во время ралли на джипах по Сахаре. Условия экстремальные, женщины держатся вместе: без взаимопомощи не пройти. Шесть месяцев спустя, режиссер показывает своих героинь во время телефонного разговора: у себя дома могилы непонимания, которые, казалось, были уже засыпаны, вновь разворошены. Героини не находят взаимопонимания, хотя и говорят друг с другом. По крайней мере, говорят.