Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Последние воины "холодной войны"

Договор по ПРО мертв. Да здравствует Договор по ПРО!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сенатор Карл Левин и конгрессмен Деннис Куцинич, возможно, последние двое на земле, кто все еще продолжает бороться за сохранение ограничений 1972 года на противоракетную оборону, действие которых официально прекращено на этой неделе. Россияне не особенно сожалеют о том, что Договор по ПРО прекратил свое существование; китайцы согласились на его отмену; даже привередливые европейские союзники теперь выстраиваются в очередь, чтобы предложить нам свою помощь в разработке противоракетных технологий.

Договор по ПРО (договор между Соединенными Штатами и Россией об ограничении систем противоракетной обороны) мертв. Да здравствует Договор по ПРО! Кажется, именно на это страстно надеются сенатор Карл Левин (Carl Levin) и конгрессмен Деннис Куцинич (Dennis Kucinich), возможно, последние двое на земле, кто все еще продолжает бороться за сохранение ограничений 1972 года на противоракетную оборону, действие которых официально прекращено на этой неделе. Россияне не особенно сожалеют о том, что Договор по ПРО прекратил свое существование; китайцы согласились на его отмену; даже привередливые европейские союзники теперь выстраиваются в очередь, чтобы предложить нам свою помощь в разработке противоракетных технологий.

Но в Вашингтоне господа Левин и Куцинич пытаются вдохнуть жизнь в этот труп через 6 месяцев после того, как президент США Буш-младший (George W. Bush) отдал ему последнюю дань памяти. Для г-на Куцинича (демократа от штата Огайо) это означает обращение в суд. Исходя из принципа, что, когда ничто другое не помогает, нужно подать исковое заявление в суд, он и 29 других демократов (плюс надежный независимый депутат от штата Вермонт Бернард Сандерс (Bernard Sanders)) на этой неделе доказывали в федеральном суде, что президент США не имеет конституционных полномочий выходит из договора без согласия конгресса США.

Г-н Левин ведет куда более тонкую игру. Как председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил он использует свое служебное положение для того, чтобы попытаться протащить Договор по ПРО обратно через черный ход. В прошлом месяце он добился того, что заявка президента США выделить на противоракетную оборону 7,8 млрд. долл. из бюджета будущего года была урезана на 860 млн. долл. Быть может, г-ну Бушу-младшему следовало бы попросить российского президента Владимира Путина разъяснить г-ну у Левину, что "холодная война" позади. Предлагая свое сокращение, г-н Левин дальновидно рассчитывал свести к нулю преимущества, которые принес бы с собой выход из Договора по ПРО. Он лишил бюджет денег на конструкторские работы и новые технологии. Он организовал ряд бюрократических расследований, которые могли бы иметь результатом задержку разработки и развертывания новых систем противоракетной обороны. Что всего хуже, он сократил ассигнования на программы, которые имеют касательство к средствам ПРО, предназначенным для уничтожения ракет противника на разгонном этапе, а также к средствам ПРО космического базирования - то есть на те области, которые специалисты считают наиболее многообещающими в долгосрочной перспективе.

Следствием сокращений оборонного бюджета, предложенных г-ном Левиным, стал бы подрыв всей программы создания национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США, которую хочет иметь г-н Буш-младший. Если за это предложение проголосует весь сенат - и оно сумеет пережить президентское вето, на которое мы надеемся - то мы останемся не более чем с системой ПРО сухопутного базирования, которая была предложена еще Биллом Клинтоном (Bill Clinton). Расположенная на Аляске, она будет прикрывать лишь отдельные куски континентальной части Соединенных Штатов Америки, и то вразбивку.

Аляскинская система важна, и мы довольны, что администрация Буша-младшего планирует отметить конец Договора по ПРО, начав в субботу строительство испытательного комплекса ПРО в Форт-Грили (Fort Greeley). Но это всего лишь один из элементов плана администрации США по созданию НПРО. Конечной целью является создание эшелонированной системы обороны от баллистических ракет, которая предусматривает несколько возможностей остановить вражеские ракеты, нацеленные на американские города. Если мы не сумеем поразить ракету на разгонном этапе, то должны иметь в запасе второй или третий шанс уничтожить ее на траектории движения к цели.

Когда не стало Договора по ПРО, стали возможными многие опции, для чего и требовалось выйти из этого договора. Приведем всего один пример: в ходе запланированных на август испытаний противоракеты Соединенные Штаты намереваются использовать существующую РЛС морского базирования для сопровождения ракет, что ранее запрещалось договором. В более широком плане, конец договора означает, что руки ученых сегодня развязаны. Не обремененные юристами и дипломатами, они теперь могут полностью сосредоточиться на работе - строить и развертывать самые эффективные средства ПРО. Управление противоракетной обороны (Missile Defense Agency), которое под руководством генерал-лейтенанта Рональда Кадиша (Ronald Kadish) было реорганизовано, уже претворяет в жизнь эти планы.

Итак, смертельная гонка началась: сумеют ли Соединенные Штаты развернуть НПРО раньше, чем противник запустит ракету по американскому городу. Около двух десятков стран мира либо уже имеют, либо вскоре будут иметь баллистические ракеты большой дальности стрельбы. У Ирана сегодня есть ракеты с дальностью стрельбы до 2000 км, способные достичь некоторых районов Восточного Средиземноморья. Дальность северокорейских ракет позволяет им поражать некоторые районы Аляски.

Добившись выдающегося успеха в вопросе выхода из Договора по ПРО почти без всяких протестов, г-н Буш-младший теперь должен решить более серьезную задачу - фактически развернуть работоспособную систему НПРО. Администрация США заявляет, что к 2004 году сумеет развернуть систему ПРО на чрезвычайный случай. Мы надеемся, что это произойдет достаточно скоро. Раз Договора по ПРО больше нет, это стало, по крайней мере, возможным.