Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Своими шагами Киев привлекает к себе внимание

Украина не хочет быть мостом

Своими шагами Киев привлекает к себе внимание picture
Своими шагами Киев привлекает к себе внимание picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина настроена избежать участи остаться в серой зоне между расширяющимся Западом с одной стороны, и непредсказуемой Россией с другой стороны. Не хочет она и превращаться в мост между Россией и НАТО или между Россией и Европейским Союзом. Украина стремится быть полноценным партнером, а впоследствии и членом этих западных организаций. Однако для этого ей предстоит пройти долгий путь.

Власти Украины, страны с пятидесятимиллионным населением, официально решили связать будущее нации с Организацией Североатлантического договора (НАТО). Будучи расположенной между Европой и Россией, независимая Украина является краеугольным камнем системы евроатлантической безопасности. Хотя Украина вновь обрела свою независимость всего десять лет назад, Киев уже сделал значительный вклад в деятельность НАТО по широкому кругу военных и дипломатических вопросов, а также вопросов в сфере безопасности.

На прошлой неделе президент Леонид Кучма официально проинформировал НАТО о том, что руководство его страны приняло решение начать подготовку к полноценному членству Украины в альянсе и разработку стратегии выполнения этой задачи. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук является главным автором этой инициативы и ее основным реализатором.

НАТО и Украина готовятся провести встречу в Киеве 9 июля, в день, который представляет собой самый подходящий момент для обозначения начала процесса сближения. Эта дата ознаменована пятой годовщиной подписания Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО, которая является политическим документом, предоставившим широкие возможности для практического сотрудничества.

Однако, несмотря на это сотрудничество, до настоящего времени и Украина и НАТО придерживались позиции, заключающейся в том, что Украина не является кандидатом на членство в альянсе. Это было сделано для того, чтобы не вызвать недовольство России, а также из-за собственных постсоветских проблем Украины, препятствовавших вступлению страны в организацию. Из этих проблем задержки с осуществлением экономических реформ и повсеместная коррупция являются самыми заметными. Украинские руководители открыто заявляют, что может потребоваться до десяти лет для того, чтобы привести страну в соответствие с критериями членства в альянсе.

Тем временем, сближение России и НАТО предлагает широкий спектр возможностей - и даже призывает - к созданию более систематизированных отношений между Украиной и НАТО. Некоторые из многих постсоветских недостатков Украины начинают исправляться. Новый парламент, избранный в марте этого года, в первый раз располагает, несмотря на всю свою раздробленность, большинством, поддерживающим ускорение экономических реформ и членство в НАТО.

История сотрудничества Украины и НАТО в последние годы представляет собой прочную основу для начала пути к членству Украины в альянсе, который может оказаться долгим. Среди стран Восточной Европы Украина стала самым активным и частым участником военных учений НАТО на суше и на Черном море. Яворовский полигон - лучший полигон на Украине и во всем бывшем Советском Союзе - стал учебной базой североатлантического альянса для подготовки миротворцев. Другой крупный военный полигон, Широкий Лан, используется вооруженными силами Соединенных Штатов, Франции и других стран НАТО для проведения крупных учений, которые и впредь планируется проводить регулярно.

Украина является единственной не входящей в альянс страной, имеющей объединенное военное подразделение со страной - членом НАТО - польско-украинский объединенный батальон, участвующий в миротворческих операциях НАТО на Балканах. Украина поддерживала военные действия альянса в Боснии и Косово, несмотря на давление России занять позицию Москвы против НАТО.

В то время как Россия громко выступала против расширения НАТО в центральную Европу и затем в Прибалтику, Украина открыто поддержала расширение организации в обоих направлениях. Официальный Киев объявил о своей заинтересованности в том, чтобы альянс стал непосредственным соседом Украины, что укрепило бы безопасность страны и, конечно, ее возможности поддерживать сбалансированные и конструктивные отношения с Россией. Поддерживая расширение альянса за счет прибалтийских стран, Киев - очевидно, рассматривая возможность самому стать в дальнейшем кандидатом - хотел закрепить принцип, согласно которому любая европейская страна имеет право вступить в тот альянс, в который она захочет.

Оказывая значительную поддержку деятельности антитеррористической коалиции, Украина предоставляет основной воздушный коридор для пролета военных самолетов альянса, главным образом американских, из Европы в Афганистан и Среднюю Азию. С октября 2001 года по настоящее время через воздушное пространство Украины было совершено более 2000 перелетов. Более того, Украина предоставляет свои стратегические военно-транспортные самолеты странам НАТО для доставки их войск в Афганистан. Больше всех в ходе нынешней кампании пользуется украинскими самолетами Германия, которая долгие годы выделяла недостаточно средств на военные расходы, испытывая теперь недостаток в стратегических воздушных средствах перевозки.

Негативное влияние имеет тот факт, что Украина отстает от ею же составленного графика проведения военных реформ. Такие реформы требуют больших расходов, а Украина испытывает огромную нехватку средств. Вместе с тем, чем дольше проводятся реформы, тем больше их экономическая и социальная стоимость. Украина сейчас должна ускорить принятие таких запоздалых мер, как сокращение устаревших вооруженных сил и усовершенствование их структуры, закрытие лишних военных баз, избавление от избыточных вооружений и расширение своих промышленно-конверсионных программ. Достижение целей военных реформ является частью ежегодных рабочих планов и программ многолетнего сотрудничества НАТО и Украины; этому процессу помогает рабочая группа Украина-НАТО по осуществлению военных реформ.

В условиях, сложившихся в мире после событий 11 сентября, стало ясно, что военные реформы должны затрагивать внутренние войска и пограничные силы. Украина должна их модернизировать, чтобы справляться с терроризмом и транснациональной организованной преступностью, с перевозкой наркотиков и оружия, с контрабандой и незаконной миграцией - то есть с проблемами, которые представляют потенциальную или реальную угрозу странам НАТО и Европейского Союза и кандидатам в эти организации.

Тем временем ожидается, что вскоре Европейский Союз обнародует стратегию соседских отношений с Украиной. Это, в свою очередь, позволит Украине продолжать придерживаться евроатлантической ориентации в ее взаимосвязанных, взаимно усиливающих друг друга связях с НАТО и ЕС. Можно надеяться, что эта стратегия также должна позволить Брюсселю координировать политику в отношении Украины по обоим этим направлениям. Украинские руководители всегда рассматривали взаимоотношения с НАТО как средство, которое позволит сблизить Украину с Европейским Союзом.

Украина настроена избежать участи остаться в серой зоне между расширяющимся Западом с одной стороны, и непредсказуемой Россией с другой стороны. Не хочет она и превращаться в мост между Россией и НАТО или между Россией и Европейским Союзом. Украина стремится быть полноценным партнером, а впоследствии и членом этих западных организаций. Вот почему все внимание приковано к запланированной на 9 июля в Киеве встрече НАТО-Украина, и намеченному на более поздний срок саммиту НАТО в Праге. Ожидается, что там руководство Украины подпишет основополагающие документы о качественно новых и более тесных взаимоотношениях с альянсом. Разработка многолетнего плана мероприятий по вступлению в альянс будет хорошим началом новых взаимоотношений.