11 июня 2002 года. Народная молва гласит, что однажды отдаленная советская деревня проснулась под объявление по радио о лекции по творческому разнообразию в сексуальных отношениях. Не избалованные выбором по части развлечений деревенские жители не пожалели своих последних смятых рублей, чтобы купить входной билет. "Существует сексуальная любовь, - начал оратор, - платоническая любовь и бессмертная любовь советских людей к Партии, Государству и лично к Вождю. Последняя и будет предметом нашей сегодняшней презентации".
Хотя советский режим давно мертв, российский народ все еще обманом вынуждают платить за его бессмертную любовь к Государству и Вождю. Тот, кто осмеливается открыто выражать свое пренебрежение к этой обязанности, по-прежнему рискует потерять свой бизнес, рабочее место, общественный статус или свободу. На Западе люди свободны от подобной рабской зависимости. Однако теперь, когда Россия выступила на стороне Запада в антитеррористической кампании и в перспективе может стать поставщиком нефти, многое в выражении любви к российскому государству и лично к президенту Владимиру Путину напоминает о западном восхищении Советским Союзом и Сталиным во время второй мировой войны.
В те времена простая выгода иметь СССР на своей стороне как решающий фактор в борьбе против нацизма понуждала западные демократические страны забывать, что именно глупая советская политика поощрила нацизм и спровоцировала войну. Они также путали подлинный героизм и жертвенность советского народа с террористическим и агрессивным советским режимом.
Редкие голоса предостережения игнорировались и подавлялись на Западе. Александр Бармин, генерал советской военной разведки и видный дипломат, который перебежал в Соединенные Штаты в 1930-х годах, в 1944 году потерял место в Управлении стратегических служб (предшественник Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США) за публикацию статьи в "Reader's Digest" о том, как СССР использовал союзнические отношения для продвижения своих подрывных целей в Америке.
Выгода переросла в принятие желаемого за действительное, когда стали утверждать, что СССР ничем не отличается от демократических стран, и что Сталин так же подотчетен своим избирателям, как Рузвельт (Roosevelt) или Черчилль (Churchill). Это привело к тому, Восточная Европа была сдана Москве, и к таким позорным явлениям, как выдача сотен тысяч беженцев от советского режима обратно Сталину. Большинство этих людей сгинули в исправительно-трудовых лагерях. Лишь после начала "холодной войны" в 1946 году принятию желаемого за действительное пришел конец.
Сегодня верить в российскую демократию значит так же принимать желаемое за действительное. Запад поступит правильно, если оставит самому российскому народу разбираться с продолжающимся кровопролитием в Чечне, с подавлением свободы слова, с коррупцией и с растущим контролем за свободным предпринимательством со стороны государства - если, конечно, у россиян когда-нибудь будут сила воли и мужество сделать это. Но Запад будет не прав, если станет закрывать глаза на все это ради выгоды. Верить, что г-н Путин является таким же западником и так же ответственен перед своими избирателями, как г-н Буш-младший (George W. Bush) или г-н Блэр (Tony Blair), значит предаваться бесплодным мечтам. Г-н Путин не больший западник, чем, скажем, император Александр I, который знал западные языки, имел изысканные западные манеры и был слишком занят написанием либеральных конституций для европейских стран, чтобы дать свободу российским крепостным.
Точно так же было бы принятием желаемого за действительное верить, что Россия твердо намерена соединиться с Западом. Россия будет к этому готова, когда и если ее фундаментальные ценности приблизятся к западным в реальной жизни, а не в заявлениях, подписанных в прошлом месяце президентами Бушем-младшим и Путиным. Пока в России сохраняется примат государства над личностью, она никоим образом не сможет вступить в клуб демократических стран, даже если она будет заседать во всех европейских и американских ассоциациях. Когда в прошлом месяце в Риме Россию пригласили в Совет Организации Североатлантического договора (НАТО), г-н Путин пошутил, что теперь этот совет будет известен как "Дом Советов" В России говорят, что в каждой шутке есть доля правды.
В 1944 году г-н Бармин предостерегал, что принятие желаемого за действительное во взглядах Америки на СССР может облегчить бациллам коммунизма проникновение в ее общество. Администрации Буша-младшего следует поставить высокие оценки за мобилизацию страны и мира на борьбу с угрозой глобального терроризма - и за то, что она привлекла к этой борьбе Россию. Но внутри администрации имеются также сильные элементы, которые выступают за укрепление государства за счет индивидуальных свобод, считая, что это важно для военных усилий. В сочетании с принятием желаемого за действительное в подходе к России и г-ну Путину они могли бы способствовать проникновению в американское общество бацилл государственности, за что однажды народу придется дорого заплатить.