Часть комментариев по поводу недавнего скандала вокруг львовского Кладбища Орлят внушает, что он стал результатом какой-то тайной борьбы Львова с Киевом. Более отважные комментаторы представляют эту борьбу как следствие все более выразительного западноукраинского сепаратизма, начинающего разваливать государство.
Приверженцев галицийской автономии - ибо об выходе из состава Украины почти никто всерьез не говорит - немало, а тема становится все более популярной в различных слоях общественности Западной Украины: во Львове, Ивано-Франковске, Черновцах, Тернополе, Дрогобыче. Эту идею разделяют также представители западноукраинской диаспоры в Киеве. Эти срезы общества имеют своих гуру. Программным манифестом считают эссе Юрия Андруховича, известного писателя из Ивано-Франковска (сам Андрухович предпочитает старое название города - Станислав) - «Моя последняя территория». Среди художников культовой фигурой признают львовского художника Володымыра Костырко, университетского выпускника, который работает в качестве графика в газете «Поступ» («Прогресс» - прим. пер.). На страницах этой газеты такие идеи обсуждаются часто. Главным сепаратистом из Черновиц считается Олег Хавич, политолог и аналитик, проживающий сейчас в Киеве.
ТОСКА ПО БАБУШКЕ АВСТРИИ
Достаточно пройтись по львовским кафе, чтобы убедиться, как процветают культ Франца Иосифа, «бабушки Австрии», а также символы, связанные с основателем Львова - князем Данилой и его сыном королем Львом. Часто рядом с этими символами можно увидеть портреты легендарного духовного предводителя греко-католиков митрополита Шептицкого, а также фотографии Яна Павла II, сделанные в ходе его визита во Львов. Все это должно было бы свидетельствовать о несколько иных традициях и культуре Галиции и Буковины - более очевидно связанных с европейскими культурой и традициями. Еще сильнее проявляется обособленность галицийских традиций и культуры в мастерских художников, квартирах интеллектуалов, кабинетах местных деятелей, в конторах бизнесменов, а также в других местах с ограниченным доступом. Одно из таких мест - клуб «Под голубой бутылкой». Это кафе, в которое приходят посвященные. Оно играет роль салона, где обсуждаются культура, история, традиции, а также проблемы Львова и Галиции.
Хорошим местом для подобных бесед является также львовская кофейня «Под клепсидрой» в художественном центре «Дзига» ("Юла" - прим. пер.). Объединенные в нем люди свободных профессий специализирующиеся на организации массовых художественных зрелищ. Они наделали немалый переполох в городе, когда в 2000 году подготовили перформанс «Въезд императора Франца Иосифа во Львов».
Более серьезный, практически научный подход к теме представляет среда, существующая вокруг журнала для интеллектуалов «Йи». Его главного редактора Тараса Возьняка, учитывая выполняемые им одновременно обязанности руководителя отдела международных связей местной администрации, называют министром иностранных дел Львова. «Йи» уже организовал две большие конференции, посвященные этой теме. При этом, правда, больший акцент был сделан на общественно-политических и административно-хозяйственных вопросах.
Все эти общественные течения создали в 2001 году Общественный комитет для организации празднования 800-летия князя Данилы. В состав комитета вошли уважаемые во Львове и Галиции люди. Считать их авантюристами либо чудаками было бы по меньшей мере неразумно.
БУНДЕСРЕПУБЛИК УКРАИНА
Одним из первых о возможности федеративного государственного облика Украины по образцу земель в ФРГ говорил легендарный лидер антикоммунистической оппозиции Вячеслав Чорновил, когда вступал во власть во Львовской области после победы на выборах в 1990 году. В том же году руководители трех галицийских областей - Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской - создали Галицийскую Ассамблею, преследующую цель консолидации действий в интересах упрочения в регионе демократии, а также проведения государственных и экономических реформ. Правда, вскоре после этого Чорновил, отступил от этой идеи, опасаясь локальных сепаратизмов - крымского или донецкого - но сама идея не умерла.
Однако обособленность галицийских традиций и культуры - только внешняя оболочка всего этого вопроса. На самом деле патриотов Галиции или Буковины волнуют куда более важные проблемы. Они имеют в виду прежде всего более справедливый раздел полномочий и благ между центром и регионами, поскольку чрезмерная централизация и концентрация власти тормозит развитие страны в целом, а особенно ее отдельных регионов. А это, в свою очередь, ведет к их деградации. «Гиперэтатизм, который сводится к защите интересов одного или нескольких кланов, растоптал гражданина и предпринимателя», - пишет в «Йи» Тарас Возьняк. Обижает жителей запада Украины и то, что власти в Киеве не признают героями ветеранов УПА (Украинская повстанческая армия, сотрудничавшая в годы второй мировой войны с гитлеровцами - прим. пер.) и других украинских формирований, воевавших против Красной Армии. Попытку ивано-франковских депутатов отдать почести ветеранам эсэсовской дивизии «Галичина» или несогласие львовских депутатов с открытием Кладбища Орлят следует также воспринимать как манифестацию различного отношения регионов Украины к официальной позиции Киева.
Будущее федеративное устройство Украины представляется неизбежным - слишком различные в идейном, экономическом и культурном отношении регионы составляют это государство. Практически уже сегодня Украина функционирует как федерация - только неформально. Широко развитые серая зона и коррупция ведут к тому, что Восток, Запад, Юг и Центр в действительности управляются и развиваются по своим собственным, только там действующим принципам и правилам, подкупая Киев соответствующим подаянием и достижением необходимых властям результатов выборов. Авторы опубликованного в «Йи» доклада «Макрорегионализация Украины» пишут, что «истинный образ социально-экономического развития Украины проявляется в территориальной разнородности, давно повлекшей за собой выделение шести городов - центров: Киев, Донецк, Львов, Днепропетровск, Одесса и Харьков».
Каждый из этих регионов отличается экономическим потенциалом, величиной территории и проживающего там населения, демократическими традициями и культурой. Если Львов стремится строить гражданское общество, свободный рынок и двигаться к Европе, то донецкий клан уже построил для себя основанный на авторитаризме олигархический капитализм. Каждый из регионов заинтересован в сохранении своего отличия в рамках автономии. Такова действительность на Украине. Остается придать этой действительности формальный характер.
ПРОРЫВНЫЙ ЛЬВОВ
Почему же гонениям подвергается только галицийский сепаратизм? Дело в том, что Львов всегда был мальчиком для битья, поскольку всегда выскакивал впереди оркестра. Во Львове еще до объявления украинской независимости на выборах в местное самоуправление в 1990 году победили антикоммунисты. Львов начал возвращать святыни греко-католической церкви еще до того как были приняты формальные решения на этот счет. Из львовских школ вышвырнули русский язык как обязательный предмет, начав тем самым свою собственную реформу системы образования. Сейчас, опять первым, Львов начинает публичную дискуссию на - преждевременную - тему федерализма, нервируя тем самым власти в Киеве, которые, естественно, хотят обладать первенством в таких важных проблемах. Киев пытается сделать все, чтобы сдержать или отодвинуть в сторону это явление - то пугает галицийским национализмом, то подсовывает версию, что за этим кроется рука Москвы, то говорит о группе не вполне вменяемых чудаков.
Что из этого получится, никто сказать не может. Все будет зависеть от развития ситуации на самой Украине. Если Киев совершит ошибки, то идеи галицийского сепаратизма могут попасть на благодатную почву, перекинувшись с интеллигентско-элитарной сферы в массовую общественную. Такой ошибкой может стать, например, далеко идущая интеграция с Россией и Белоруссией. По данным исследований общественного мнения, при таком развитии событий крупнейшая группа галичан - 40 процентов - декларирует готовность борьбы за обособленность своей малой родины (11 процентов - за автономию, 29 процентов - за независимое государство). Поскольку исследования охватывают только взрослых, трудно сказать, что об этом думает молодежь. Ведь это сегодняшние дети пишут на стенах (используя при этом латинские буквы) «Независимость Галиции» («Незалежнисть Галичини» - «Nezaleznist Halycyni") .
Автор - корреспондент в Польше киевского еженедельника «Дзеркало тыжня» («Зеркало недели")