Будущее этого запущенного балтийского порта обсудят на саммите ЕС в Севилье, но окончательное решение будет, скорее всего, найдено ближе к концу года пока Дания не сложит с себя полномочий председателя в ЕС в Копенгагене в декабре. Пока это не произошло, трения между Россией и Западной Европой будут только усиливаться.
Калининград, названный так в честь сталинского сподвижника, раньше носил имя Кенигсберг и был центром Восточной Пруссии. Именно там жил и умер философ Иммануил Кант; его могила остается одной из немногих туристических достопримечательностей города.
После войны, во время которой город был основательно разрушен бомбежками, Калининград стал советской военной базой, которой отводилась важная роль в гипотетическом завоевании северо-западной Европы. Многоэтажная современная застройка заменила старинные дома местной аристократии. В этих паршивых шелушащихся зданиях обитают деморализованные местные жители: в области высокая безработица, самый высокий процент больных СПИДом в Восточной Европе, есть случаи туберкулеза.
Молодое поколение русских старается переехать в Санкт-Петербург как можно быстрее. Пять казино, автомобильные пробки, обилие импортированных подозрительными способами автомобилей и неоновые огни стриптиз-клубов являются свидетельством ни столько посткоммунистического богатства, сколько влияния, которое приобрела в этом отсталом регионе организованная преступность.
Когда-то географическое положение Калининграда играло ему на руку, делая его важным стратегическим пунктом на Балтике. Теперь в нем кроется корень его проблем.
С одной стороны море, с другой - Польша и Литва. На данный момент это не препятствие для калининградцев, желающих поехать в другие регионы России поездом, автобусом или на автомобиле.
Но когда Польша и Литва войдут в ЕС, Шенгенский договор вступит в силу и граница окажется под замком. Польша введет визовый режим в июле следующего года, Литва - в октябре. Президент Путин видит в этом оскорбление: почему россияне должны получать визы ЕС, чтобы путешествовать из одной части страны в другую? На последнем заседании Балтийского Совета, объединяющего страны балтийского региона, он предложил создать коридор из основной России в анклав: "Наиболее разумным решением было бы ввести правила, которые применялись к Западному Берлину в 70-х годах". Иными словами, предлагается патрулирование автодорог и железнодорожного полотна, проходящих по территории ЕС пограничниками ЕС. Автобусы и автомобили будут проезжать через территорию новых членов Европейского Союза не останавливаясь, вагоны поездов будут пломбированы.
Практически для всех в ЕС это будет шаг в неверном направлении. Поляки говорят, что все это отдает коридорами между гитлеровской Германией и портом Данциг (теперь Гданьск). Согласно Версальскому договору 1919 года Польша была вынуждены согласиться на транзит немцев, немецких товаров, судов и почты по территории Польши.
Перед началом Второй мировой войны фашистская Германия потребовала, чтобы автомобильные и железнодорожные коридоры были признаны экстратерриториальными. Поэтому неслучайно, что Варшава полагает, что коридоры приводят к кризису.
Литву не устраивают транзитные коридоры по экономическим причинам: у нее неразвитая инфраструктура и она не может себе позволить выделить железнодорожную линию и автостраду только для российских перевозок.
Логическим решением послужила бы гибкая визовая система, которая позволила бы россиянам пересекать границу ЕС без бюрократических проволочек. Около 960,000 калининградцев ездят ежегодно в Россию на поезде, более 500,000 - на автотранспорте. Будет технически очень сложно, но не невозможно, предоставить россиянам такое количество транзитных виз.
Правда для начала президенту Путину придется отменить запрет на открытие новых расширенных консульств в Калининграде. Придется пересмотреть концепцию восточных границ ЕС. У только 230,000 из 700,000 калининградцев есть заграничные паспорта, так что Москве следует поторопиться, если она согласится на транзитные визы.
Датчанам, председательствующим в ЕС в течение последующих шести месяцев, нужно убедить президента Путина смириться с тем, что у ЕС будет право отказать в визе калининградцу, который направляется в Москву.
Это может показаться бюрократической мелочью, но данная проблема является очень болезненной для российской власти. Для российских генералов, и без того обеспокоенных прозападной политикой балтийских республик и сокращением калининградского гарнизона, контроль ЕС над транзитными перевозками из анклава представляется недопустимым расширением влияния Запада.
Поддержка президента Путина в армии обусловлена его готовностью бороться за территориальную целостность России, особенно в Чечне. Теперь военные опасаются, что Калининград, где проживают семьи многих военнослужащих, будет брошен на произвол судьбы из-за неестественного сближения президента с Западом.