Стратегия безопасности переживает процесс глобализации так же, как и мировая экономика. С тех пор как экономика перестала напрямую зависеть от земли, и стала определяться знаниями и информацией, политические границы мира стали размываться.
Точно так же, если раньше безопасность подразумевала противостояние отдельной страны конкретному врагу, то теперь угрозы носят глобальный характер. С того времени, как появились баллистические ракетные системы, дальность полета ракеты стала таким же стратегическим фактором, как и размер подконтрольной территории.
Это очень верно применительно к террористам, которые могут наносить удары по географически отдаленным целям без какого-либо предупреждения. Так как терроризм - международный, то и стратегии по борьбе с ним должны быть международными.
Для борьбы с сетью Аль-Каиды, которая не подчиняется ни одному государству и стоит вне закона, странам мира придется понять, что для защиты им понадобится коллективная ответственность на национальном, региональном и всемирном уровнях.
Это особенно справедливо в отношении Ближнего Востока, которому угрожает современное оружие массового уничтожения, хотя он и отстает в том, что касается преимуществ глобальной экономики. Этот регион мира заполнен баллистическими ракетами и некоторые страны уже переходят на химическое и биологическое оружие, а в будущем и на ядерное. Наличие здесь террористических групп, имеющих транснациональные связи, означает, что их деятельность на Ближнем Востоке является проблемой общемирового, а не только регионального характера.
Именно поэтому возник международный союз для разрешения ближневосточного кризиса. "Квартет" - Соединенные Штаты, Европейский Союз, Россия и ООН - на протяжении последних месяцев несколько раз неофициально встречался и на этой основе может быть создана официальная организация. Президент Буш заявил, что вскоре предложит специальный план для того, чтобы вдохнуть жизнь в политический процесс устранения кризиса на Ближнем Востоке.
Четыре партнера согласились на ведущую роль Америки, в то время как Соединенные Штаты согласились на то, чтобы другие три участника играли ключевую роль в переговорах. Холодная война, которая способствовала поддержанию кризиса на Ближнем Востоке, подошла к концу и четыре партнера явно не хотят, чтобы этот конфликт возродил их старые трения. Их интерес в регионе был вызван не просьбой арабов или израильтян о помощи, а собственными стратегическими нуждами - ни Израилю, ни арабским странам не следует этого забывать.
У квартета есть неоспоримые возможности, но я имею в виду не только военную мощь или готовность послать войска на Ближний Восток. Армии необходимы для победы в войнах или чтобы гарантировать выполнения мирного договора, но армия не может заменить собой договор, и не может быть просто наблюдательницей там, где не было достигнуто соглашения. Международное сообщество может влиять на ситуацию, давая или отказывая в финансовой помощи или определяя законность действий того или иного государства или организации - например, добавляя или убирая их из списка поддерживающих терроризм.
Сегодня экономика Израилю наполовину глобализированная (та ее часть, которая продолжает функционировать несмотря на внутренние кризисы) и наполовину национальная (та ее часть, которая непосредственно зависит от ситуации с безопасностью в стране). Нам придется привыкнуть к мысли, что в том, что касается стратегии обороны, Израилю придется вести частично глобализированную и частично локальную политику. Государство должно участвовать в союзах против мировых угроз, в то же время используя армию для защиты от конкретных врагов.
Глобализация стратегии безопасности означает, что в сценарии конфликта на Ближнем Востоке будет отныне задействовано не две стороны, а три: израильтяне, палестинцы и квартет международных партнеров. Это также означает, что Израилю нужно достичь согласия с квартетом в том, что касается его интересов. Терроризм стоит на пути настоящего мира с палестинцами и арабскими государствами. Каждый раз, когда палестинская сторона прерывает мирный процесс или организует теракт или перестрелку, доверие к ней сходит на нет. Египет и Иордания заключили мирные договоры с Израилем и получили территории, не прибегая к терроризму. У палестинцев был шанс достичь соглашения, но их нежелание договориться в Кэмп-Дэвиде разрушило доверие к честности их намерений.
Возможно, что при помощи квартета, возглавляемого президентом Бушем, мы сможем вернуться к мирному процессу и защититься против новых угроз. Обеим сторонам ближневосточного конфликта требуется помощь в преодолении свойственных им политических изъянов, за которые оба народа платят высокую цену. Если бы мы вернулись к переговорам, мы бы смогли способствовать мирному сосуществованию двух государств, которые бы вместе шагнули в глобальную экономику к общему процветанию.