Уже давно наступила ночь, однако главный экономический советник президента Владимира Путина Андрей Илларионов все еще находится на своем рабочем месте в Кремле. И он еще не устал разговаривать со своим собеседником на свою любимую тему: о медленном осуществлении реформ российским правительством. "Эти люди, возможно, являются заложниками старомодных методов планирования, несмотря на то, что они молоды и даже называют себя реформаторами", - говорит сорокалетний Илларионов, известный своим острым языком и открыто выражаемыми взглядами.
Илларионову нравится быть бунтарем внутри Кремля. На пресс-конференциях, телевизионных ток-шоу, заседаниях правительства он оказывает давление на своих коллег из министерства торговли и экономического развития и министерства финансов. Он хочет, чтобы они скорее прекратили вмешательство правительства в регулирование российской экономики, и содействовали конкуренции и возникновению свободных рынков. Чтобы темпы ежегодного экономического роста России увеличились с 4 процентов до 8-10 процентов, утверждает Илларионов, правительство должно перетряхнуть монополии, такие, как "Газпром", РАО "Единая энергетическая система" и Министерство путей сообщения, и уменьшить свое участие в их деятельности. "Вполне очевидно, что правительство должно работать гораздо напряженнее, чтобы добиться более высоких темпов экономического роста", - заявляет он.
Жесткий стиль Илларионова создал ему немало врагов в российской политической элите. "Илларионов вызывает раздражение", - заявляет Михаил Задорнов, бывший министр финансов, ныне влиятельный депутат российского парламента. Однако иностранные инвесторы одобрительно отзываются об экономическом советнике президента. "Он один их немногих прозападных, либерально ориентированных экономистов России, и так получилось, что он стал советником президента, - говорит Роланд Нэш (Roland Nash), руководитель аналитического управления инвестиционной группы "Ренессанс Капитал". - Он делает чрезвычайно важное дело, обучая президента экономической политике".
И похоже, что Путин прислушивается. Вскоре после того, как в апреле 2000 года он взял на работу Илларионова - тоже являющегося уроженцем Санкт-Петербурга - он решил поддержать сделанное своим советником предложение о введении плоской 13-ти процентной шкалы подоходного налога. Эта ставка, утвержденная в январе 2001 года, является значительным снижением по сравнению с действовавшей до этого скользящей шкалой налога, составлявшего от 12 до 35 процентов. Российский подоходный налог является сейчас самым низким в Европе, а собираемость налогов, бывшая до этого весьма низкой, значительно улучшилась. Путин также поддерживает идеи Илларионова о сокращении бюрократического аппарата и создании конкурентной среды для монополий. Однако эти реформы идут медленнее, главным образом из-за сопротивления государственных служащих, стремящихся сохранить возможности получать взятки.
Как бы то ни было, давление Илларионова заставляет министров действовать в некоторых важных случаях. В конце 2000 года Илларионов назвал нежелание премьер-министра Михаила Касьянова выплачивать в установленный срок 38,7 миллиарда долларов США из старого советского внешнего долга "хулиганством". Теперь, к облегчению иностранных кредиторов России, правительство выплачивает свои долги еще до того, как наступает срок платежа - что позволило очистить репутацию России, запятнанную августовским экономическим крахом 1998 года. Некоторые аналитики считают, что Россия может получить высокий инвестиционный рейтинг к 2005 году; в настоящее время международное рейтинговое агентство "Standard & Poor's" присваивает России рейтинг "В-плюс". Такое достижение может понравиться Илларионову, однако этого не достаточно, чтобы ослабить его стремление к реформам. "Когда вы достигаете вершины одного холма, - говорит он, - вы обнаруживаете за ним еще один холм, еще более высокий, чем тот, на который вы только что забрались".
Сам Илларионов не прекращает восхождение. Сын двух учителей, Илларионов получил степень кандидата экономических наук в Санкт-Петербургском государственном университете и приехал в Москву в начале 1990-х годов, когда Борис Ельцин начал проводить первые рыночные реформы, отпустив цены. Будучи советником автора ельцинских реформ, Егора Гайдара, Илларионов с самого начала завоевал репутацию независимого мыслителя. Он резко критиковал правительство за неспособность обуздать инфляцию и за провал либеральных реформ из-за поиска компромиссов с правительственным лобби.
Будучи поклонником либеральной писательницы Эйн Рэнд (Ayn Rand), Илларионов полагает, что экономическая и политическая свободы являются двумя сторонами одной медали. "Любая пошлина или любое ограничение на операции с иностранной валютой являются ударом по нашему сознанию. Любой налог ограничивает нашу свободу", - говорит он. Независимо от того, будет ли президент Путин продолжать прислушиваться к его советам или нет, Илларионов скорее всего будет продолжать дискутировать - и проливать свет на ошибки правительства.