Автор являлся министром иностранных дел Франции с 1997 по май 2002
Президенту Бушу, который заявляет, что хочет захватить инициативу на Ближнем Востоке в свои руки, следует добиться там мирного урегулирования конфликта. Он обязан это сделать, ему следует это сделать и он может это сделать. Больше никто не в состоянии этого сделать. Только у президента Соединенных Штатов есть необходимые средства и авторитет. Если он возьмет на себя руководство этим процессом, то весь мир его поддержит, кроме, разве что, американских консерваторов и израильских ультраправых, а также самых радикальных палестинских движений и террористических организаций. Но их сопротивление можно преодолеть.
Я пришел к этому выводу, подробно проанализировав все предыдущие мирные инициативы, включая и те, которые я поддерживал в качестве министра иностранных дел Франции, и причины по которым они не удались.
Если израильские консерваторы и крайне правые будут продолжать навязывать свою политику остальному миру, отказываясь от любых форм мирного процесса, проблема Ближнего Востока никогда не будет разрешена, Израиль никогда не будет в безопасности, ни один палестинский лидер не будет в состоянии сдерживать ярость отчаявшегося народа, регион останется бочкой с порохом и антитеррористическая коалиция долго не просуществует. Все те, кто хотят столкновения цивилизаций, кто рассчитывают на это, получат то будущее, о котором они мечтают.
Все разумные люди понимают, что политика игнорирования национальных устремлений палестинского народа - политика, проводимая во имя борьбы с терроризмом - в сочетании с постоянным откладыванием переговорного процесса, не смогут разрешить израильско-палестинский конфликт. Продолжение этой политики не соответствует фундаментальным интересам США и стран Запада. Поиск козлов отпущения или жалобы на то, что стороны не доверяют друг другу (что очевидно) заводят нас в тупик. Нам необходимо найти выход.
Не так сложно определить цель: создание жизнеспособного палестинского государства не на основе переговоров в Кэмп Дэвиде, которые были не достаточно конкретны, а используя договоренности, достигнутые во время следовавших друг за другом переговоров в Шарм аль-Шейхе и Табе. Не менее важным являются договоренности в сферах экономики и безопасности, которые бы гарантировали мирное сосуществование соседних государств - Израиля и Палестины - и стабильность в регионе.
Если президент Буш будет придерживаться такого подхода, он моментально получит полную поддержку Европы, умеренных арабских и других мусульманских правительств, русских и Кофи Аннана - все они могут сыграть важную роль в процессе урегулирования. Подобная инициатива также обеспечит ему большую популярность в арабском мире, что немаловажно для борьбы с терроризмом.
Чтобы достичь успеха, он должен:
(1) Решиться на длительное присутствие войск США (возможно, при участии войск других стран) на израильско-палестинской границе, а также на границе Израиля с Иорданией, Сирией и Ливаном - если израильтяне согласятся на это военное присутствие как часть мирного урегулирования.
(2) Быть готовым с самого начала противостоять в течение нескольких месяцев оппозиции израильских правых и их союзников в Соединенных Штатах. Несмотря на это противодействие, жизненно необходимо создать мирный план и обозначить дату созданий палестинского государства.
В начале американские консерваторы скорее всего резко на это отреагируют, также как и фракция партии Ликуд в Израиле. Эти две группы так тесно связаны, что некоторое время будет трудно определить, кто на кого влияет - Соединенные Штаты на Израиль или Израиль на Соединенные Штаты. Но если лидеры США настоят на своем, то общественное мнение в Израиле - возможно, после политических демаршей и новых выборов - склонится в сторону непростого мирного процесса.
В конце концов, это те же самые израильтяне, которые вполне законно хотят безопасности, и которые голосовали за Ицхака Рабина, Беньямина Нетаньяху и Эхуда Барака, а затем за Ариэля Шарона. Это те же люди, которые в последние недели поддерживали операцию израильских войск на Западном берегу реки Иордан и, в то же время, выступали за продолжение переговоров с палестинцами. Это те же люди, которые, в большинстве своем, даже во время обострения кризиса, выступали за создание палестинского государства.
Палестинцы хотят нормальной жизни. Столкнувшись с решительностью американского руководства, палестинские лидеры будут не в состоянии выдвигать предварительные условия. Что же касается террористических движений, для них нет ничего хуже, чем возрождение надежды на мирное урегулирование вместо продолжающейся военной операции. К тому же, их будет легче сдерживать, если договор между Израилем и Палестиной приведет к сотрудничеству в сфере безопасности.
Я понимаю, что теперешняя ситуация, а также намерения основных игроков, препятствуют предложенному варианту нахождению выхода их кризиса, против которого может быть много серьезных возражений. Но время на исходе, и какие у нас еще есть варианты?