Автор, в прошлом министр финансов РФ, является одним из директоров "Газпрома", представляющим интересы миноритарных акционеров.
Москва, 17 июня 2002 года. Когда г-н Путин пришел во власть, многие говорили, что он будет марионеткой клана Ельцина или что он ступит на путь, ведущий к диктатуре. Двумя годами позже эти обреченные голоса замолкли. Г-н Путин доказал, что является сильным и осмотрительным политиком, который либерально относится к экономике. На международном фронте он воспользовался трагедией 11 сентября для того, чтобы разрушить барьеры, отделяющие Россию от Запада, и сделать Россию сильнее посредством проведения разумной, ориентированной на внешний мир политики. На внутреннем фронте опасность распада России практически исчезла. Олигархи находятся под контролем, а российский парламент занят принятием законов, а не скандалами. Впечатляющие либеральные экономические реформы либо уже приняты, либо проходят через Думу. Даже экономические перспективы России трансформировались. У страны появились бездефицитные бюджеты, рекордные резервы иностранной валюты, а также впечатляющий экономический рост. Проблема внешних долгов, кажется, больше не стоит. О внутреннем долге говорить не приходится, а обменный курс валют является реалистичным. Инфляция остается высокой по западным стандартам, но, при 17%, она достаточно низкая по сравнению с недавними уровнями.
Однако для полного понимания перемен, которые произошли в России - и проблем, которые она должна решить - не нужно заглядывать дальше "Газпрома", крупнейшей в стране компании. За период после прошлогоднего собрания акционеров были изгнаны более низкие звенья сильно коррумпированного руководства. На их место г-н Путин сумел назначить более молодых и энергичных менеджеров. Украденные авуары, стоящие миллиарды долларов, были возвращены. Наконец, осуществляется продажа непрофильных авуаров, от телевещательных станций до молочных ферм и яхт-клуба. Начала решаться огромная задача трансформации этой компании, которая была олицетворением всего самого наихудшего в российской экономике, в международную корпорацию, которую все больше начинают понимать западные инвесторы. Ничто из вышеперечисленного не было бы возможным без участия г-на Путина.
Однако в случае с "Газпромом", как и с Россией в целом, многое - слишком многое, пожалуй - зависит лично от г-на Путина. В окружении президента есть некоторые одаренные люди, но, в общем, его команда малочисленна, неопытна и в большинстве своем состоит из петербуржцев. Кое-кто из старой гвардии все еще держится на своих постах, причем большинство высших чиновников некомпетентны. В результате ответственность за проталкивание новых - столь необходимых - реформ лежит на плечах г-на Путина и преимущественно его одного.
Эти реформы подразделяются на три широкие категории. Первая - это перетряска государственного аппарата. Борьба с коррупцией в государственной системе почти не дала результатов. В самом деле, некоторые государственные чиновники на минимальной зарплате даже не пытаются скрывать свой экзотический стиль жизни. Кое-кто из олигархов все еще использует коррумпированных чиновников для борьбы с конкурентами и даже для захвата их собственности. Поскольку щупальца государства простираются практически во все уголки жизни, государственный аппарат хочет и способен душить любые реформы, которые считает угрозой - либо для себя, либо для других сфер, таких, как правовая система и банковская система.
Вторая категория - это реформа государства, чтобы отразить его меняющиеся стратегические цели. Российский военный истеблишмент и его образ мыслей базируются на умонастроениях "холодной войны". События 11 сентября, единый фронт против терроризма и эволюция Организации Североатлантического договора (НАТО) способствовали трансформации взглядов г-на Путина на мир и его высказываний о месте России в этом мире. Но это еще должно найти отражение в размерах российской военной машины, в ее структуре и поведении.
Третья категория реформ затронет интересы всех россиян - и потенциально очень скоро. Они, скорее всего, будут очень болезненными в экономическом плане, а, следовательно, также и в политическом. Назовем в качестве примера либерализацию цен на энергоносители, что будет означать более высокие потребительские тарифы. Однако реформа также позволит таким компаниям, как "Газпром", эффективно конкурировать в Западной Европе.
Приступая к этим реформам, г-н Путин столкнется с одним большим вопросом: какова роль российского государства? Этот вопрос по-прежнему не проработан. Многие россияне путают сильное правительство с прямым контролем государства и его вмешательством в предпринимательство и работу средств массовой информации (СМИ). Политические институты слабы. Кто станет противиться необходимым реформам? В прошлом можно было говорить, что оппоненты имели выгоды от одного или нескольких из трех факторов: коммунизма, хаоса и коррупции. Сегодня коммунистов нет, но коррумпированные удельные князья и те, кто сделал миллионы на годах хаоса при Борисе Ельцине, все еще прячутся в тени, выжидая момента слабости.
Впервые за 15 лет Россия имеет настоящего руководителя. Россияне выигрывают от относительной политической и экономической стабильности. Стоящие впереди задачи пугающе сложны, и нужно нечто большее, чем один человек, какой бы силой воли он ни обладал, чтобы одолеть противников реформ. Однако, впервые за многие века, я выражаю осторожный оптимизм. Мы еще не вышли из леса, но впереди становится светлее.