Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Наследие ГУЛАГа

Репортаж из Сибири..

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1936-46 годах показатель смертности в лагерях составлял около 20% в год. Все говорит о том, что только в лагерях Колымы погибло 15 миллионов заключенных. Из 10-12 тысяч польских военнопленных, отправленных в Сибирь в 1940-41 годах, в живых осталось лишь 538 человек. Их вернули на войну с Германией по сталинской амнистии 1942 года. Чем же можно объяснить такую жестокость советского режима, неужели коммунисты были просто безумцами, жаждавшими убивать по любому поводу?

Г-н дю Пон - бывший губернатор штата Делавер, председатель National Center for Policy Analysis в Далласе

ПЕТРОПАВЛОВСК, Россия. - Красный флаг прежнего Советского Союза все еще развевается над местным футбольным стадионом, а скульптуры с Лениным все еще преобладают в парках сибирских городов. Лишь только Сталин исчез из российского прошлого, а вместе с ним и любая идея о примирении с немыми тенями истории страны.

В пятистах милях к северо-востоку лежит Магадан - административный центр бывшего советского ГУЛАГа. Здесь узников ждало окончание длительного путешествия из западных областей России и начало нисхождения к неминуемой смерти. Со всего Советского Союза их силой везли сюда по железной дороге в вагонах для скота, В дороге они испытывали нехватку пищи и воды (с врагами народа не церемонились). Их выгружали на побережье, втискивали на баржи и доставляли в Магадан строить дороги на золотые прииски Колымы и лагеря ГУЛАГа, которых было около 90.

Одной из задач ГУЛАГа была добыча золота и руды, а другой - морить голодом, избивать и замораживать заключенных, пока те не умрут. В своей книге «Колыма, арктические лагеря смерти» Роберт Конквест (Robert Conquest) приводит слова советского доктора в адрес одного заключенного: «Тебя привезли сюда не для того, чтобы ты жил, а для того, чтобы ты мучился и умер┘ Если ты жив┘ это значит, что ты виноват в одном из двух, либо ты работал меньше, чем тебе положено, либо ты ел больше, чем должен».

В 1936-46 годах показатель смертности в лагерях составлял около 20% в год. Все говорит о том, что только в лагерях Колымы погибло 15 миллионов заключенных. Из 10-12 тысяч польских военнопленных, отправленных в Сибирь в 1940-41 годах, в живых осталось лишь 538 человек. Их вернули на войну с Германией по сталинской амнистии 1942 года.

Чем же можно объяснить такую жестокость советского режима, неужели коммунисты были просто безумцами, жаждавшими убивать по любому поводу? Возможно, ими были Феликс Дзержинский, Николай Иванович Ежов и Лаврентий Берия, возглавлявший после него НКВД. Однако все здесь гораздо сложнее.

Эта история начинается со времен Ивана Грозного, который заменил родовую аристократию на верных царю людей, а в 1565 году создал первую в России секретную полицию - Опричнину. Все последующие цари, включая Петра I, Екатерину II и, в конечном счете, Николая II продолжали эту практику. Таким образом, убийства, изгнание и рабский труд стали нормой задолго до того, как ленинская ЧК приступила к массовому уничтожению политических оппонентов в 1918 году. Авторитарность и жестокость были неотъемлемой частью российской истории и культуры.

Во-вторых, основным постулатом коммунизма был запрет на индивидуализм любого рода, будь это экономический индивидуализм или политическое инакомыслие по отношению к курсу, проводимому государством. Коммунисты пришли к власти, торжественно пообещав устранить частную собственность, деньги и рыночную экономику. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция должна была производиться и распределяться государством. К 1929 году Сталин решил ликвидировать кулаков как класс. Кулаками считали всех независимых успешных производителей, например, крестьянина, у которого три коровы вместо двух, а также тех, кто выступал против коллективизации или правительства.

И, наконец, когда большевики в 1917 году захватили власть, одним из первых принятых ими декретов был отказ от российского внешнего долга. Как могла страна, у которой мало своих денег для инвестиций и которая не может занять их заграницей, построить индустриальное общество? Сталин решил использовать вместо денег человеческие жизни, чтобы модернизировать свою страну. Таким образом, родилась экономика, основанная на рабском труде.

Первым проектом был Беломорско-Балтийский канал. Прокладка канала и установка свай во всем мире делались при помощи паровой энергии, а здесь применялась рабская сила. Во время строительства канала погибло 60 тысяч человек. Когда около Норильска на севере Сибири, где климат слишком суров для нормальной жизни, обнаружили богатые запасы меди, никеля и кобальта, НКВД просто-напросто арестовал нужных инженеров и технических работников, обвинил их в саботаже, приговорил к 10 годам лишения свободы и отправил туда вместе с 5 тысячами заключенными, выполнявшими физическую работу. В самый разгар сталинской программы по применению рабского труда 20 процентов рабочей силы страны составляли заключенные. А килограмм золота на территории от Магадана до Колымы стоил одну человеческую жизнь.

Таким образом, в определенном смысле ГУЛАГ был продуктом российской традиции, коллективистской философии коммунизма и финансовой необходимости послевоенного времени. Концепция коммунистической экономики с самого начала была нереализуемой. Признание прав личности, демократических ценностей или даже намек на сострадание могли свести на нет это постоянное пятно на репутации России. Но этого не произошло, а результатом стала гуманитарная катастрофа в арктических лагерях смерти.

Что же думали обо всем этом на Западе? Журнал Life объявил Ленина «возможно, величайшим человеком современности». Лауреат Пулицеровской премии журналист New York Times Уолтер Дьюранти (Walter Duranty) в статье «Я делаю ставку на Сталина» умышленно исказил картину спровоцированного большевиками голода и злоупотреблений. В 1933 году он писал, что несколько смертей имели место, но ведь «нельзя сделать омлет, не разбив при этом яиц». Во Франции философ Жан Поль Сартр (Jean Paul Sartre) писал, что «информацию о советской системе, построенной на рабском труде, даже если она верна, надо утаить, в противном случае среди французских рабочих распространятся антисоветские настроения».

В самом Советском Союзе даже спустя долгое время после окончания террора и ликвидации лагерей царило гробовое молчание об ужасающем прошлом. Знаменитое выступление Хрущева на съезде Коммунистической партии в 1956 году, разоблачающее сталинские злоупотребления, не публиковалось в СССР более 30 лет (вероятно, потому что и сам Хрущев подписывал указы о депортациях).

Среди старого поколения чувства вины и страха перед последствиями открытости слишком велики, чтобы позволить себе поиски истины. Даже сегодня, в городках восточной Сибири, расположенных всего лишь в нескольких милях от Магадана и лагерей, в музеях находятся памятные вещи героев революции, а серп и молот выложены на кирпичных стенах жилых домов в виде мозаики.

Среди более молодых людей все еще чувствуется неловкость, однако они настроены двигаться вперед и не оглядываться на прошлое. Хотя беспокойные призраки советского прошлого укрыты от глаз горами, за которыми пролегает то, что заключенные назвали «дорогой смерти», они не покинули пределов России, и еще долго никуда не уйдут.