Томас Хенриксен является старшим научным сотрудником и первым помощником директора Гуверовского института.
На этой неделе стало ясно, насколько геополитический ландшафт изменился благодаря Джорджу Бушу (George W. Bush), несмотря на то, что недавний российско-китайский саммит предоставил практически противоположные доказательства. Внимание большинства наблюдателей было сконцентрировано на кампании по борьбе с атаками террористов, хотя администрация Буша совершила дипломатический прорыв, сравнимый с осуществленным 30 лет назад президентом Никсоном (Nixon) сближением с Китаем. Только на этот раз прорыв произошел в отношениях с Россией, а Китай остался в стороне.
На протяжении практически целого десятилетия Китай старательно стремился к стратегическому партнерству с Россией. В июле прошлого года Пекин заложил основу альянса для противостояния американскому могуществу. Он получил подпись России на Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, которым, судя по всему, завершилось сближение двух бывших соперников. Сколько всего разного может произойти за год в по-прежнему нестабильную эпоху, наступившую после завершения "холодной войны".
Будучи старшим партнером, Китай получил наибольшие выгоды от расцветающего китайско-российского блока, укрепляя связи с обретшими недавно независимость государствами Средней Азии, в то время как власть и влияние Кремля в окружающих его государствах падали. За последние десять лет политический и экономический вес Китая вырос настолько, что он практически подошел к формированию антиамериканской лиги. Однако сейчас обстоятельства выглядят по-другому.
Поездка президента Китая Цзян Цзэминя (Jiang Zemin) в бывшую столицу царской России для встречи с президентом России Владимиром Путиным очень символична, так как этот город больше других ассоциируется со взором России на Запад. Основанный в 1703 году Петром Первым в качестве окна в западное передовое общество, на прошлой неделе город служил местом закрепления партнерства, время которого неожиданно прошло из-за недавнего сближения Москвы с Западом, произошедшего по петровским мотивам экономического оздоровления посредством западной помощи и инвестиций.
Владимир Путин и Цзян Цзэминь встречались по случаю подписания Хартии Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) странами-участницами: Китаем, Россией, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Добившись вступления Москвы в сформированную в 1996 году организацию - предшественник ШОС, Срединное царство вовлекло Россию не только в процесс сдерживания роста исламского фундаментализма в западном Китае, но и также заполучило Москву в качестве союзника в своих намерениях вырваться из мнимого американского окружения. Обеспечив безопасность своих северных границ, Пекин также получил больше свободы для наступления на союзников и интересы Соединенных Штатов на тихоокеанском направлении.
Российско-китайское сотрудничество, направленное против мусульманских сепаратистов, все еще возможно. Также возможны и покупки Китаем российского оружия, что пойдет на пользу его производителям и позволит Китаю наращивать военную мощь. Однако антиамериканский союз потерпел неудачу благодаря напряженной дипломатической работе Вашингтона.
В прошлом месяце президенты Путин и Буш подписали исторический договор о контроле над вооружениями, согласно которому каждая страна к 2012 году должна уменьшить количество своих боеголовок с 6000 до 1700-2200 штук. Частью сделки было и согласие Кремля на планы Белого дома о строительстве системы национальной противоракетной обороны, которые воспринимаются Китаем как способ уменьшить значение его стратегических вооружений как раз в тот момент, когда Вашингтон укрепляет свои связи с Тайванем.
Работая с европейскими союзниками, Вашингтон развеял враждебное отношение России к расширению НАТО на восток. Сделав Российскую Федерацию по сути двадцатым членом Организации Североатлантического договора, учредив 28 мая этого года Совет НАТО-Россия, Запад ослабил возражения Москвы против вступления в альянс бывших советских республик. Однако с точки зрения Китая, сотрудничество Москвы с НАТО является еще одним доказательством прозападного настроя России.
Г-н Путин, в свою очередь, смирившись с выходом Соединенных Штатов из Договора об ограничении систем противоракетной обороны и с расширением НАТО, приобрел на Западе более высокий статус и более четкие перспективы развития, а также согласие Запада с его войной с чеченскими сепаратистами. Идя по стопам Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, он также не создает прецедентов, однако может добиться для России большего, чем любой из его предшественников. Ратификация Хартии Шанхайской организации в то же время позволяет сохранить связи с Китаем, так как этим самым Россия оказывает уважение Пекину, стремясь восстановить былые близкие отношения.
Система взаимоотношений сверхдержав значительно изменилась, так как новые американо-российские связи оставляют Китай не у дел. Пекин и без того уже встревожен укрепляющейся дружбой Индии с Соединенными Штатами и размещением американскими в Средней Азии.
Годами или даже десятилетиями следя за историческим процессом, Пекин будет настойчиво маневрировать, стремясь занять достойные позиции или ослабить связи между Москвой и Вашингтоном. Он может усилить давление на Тайвань. Он может увеличить количество передаваемых напрямую или через Северную Корею Пакистану, Ирану или другим государствам-изгоям ракет и оружейных технологий. Следует рассчитывать, что Китай может ответить на свою изоляцию любыми акциями. Чтобы обойти Китай, Вашингтону будет нужно предпринять такие же дипломатические усилия в Азии, какие он предпринял в отношении России. Администрация Буша не должна почивать на лаврах.