Москва, 20 июня 2002 года. Бывает, что Михаил Ходорковский надевает галстук, но такое случается не часто. Сегодня в своем загородном клубе на окраине Москвы он одет в помятые джинсы и легкую рубашку из грубой шерстяной ткани. Если бы встреча была по-настоящему важной, он, возможно, просто погладил бы свои джинсы. Но, опять-таки, что толку быть самым богатым человеком в России и хозяином ее ведущей нефтяной компании, если не можешь надеть то, что хочешь?
На этой неделе г-н Ходорковский и другие главные акционеры "Юкоса", его нефтяной компании, нарушили одно из самых строгих табу в российском предпринимательстве, сделав достоянием общественности размеры своих пакетов акций и своих капиталов. Тридцативосьмилетний г-н Ходорковский имеет 36,7% акций, стоимость которых равна примерно 7 млрд. долл. США.
Рыночная капитализация компании "Юкос" за последние 2 года увеличилась в 10 раз и достигает примерно 20 млрд. долл. Инвесторы и аналитики пришли к заключению, что она является одной из наиболее хорошо управляемых компаний. Но, подобно другим российским компаниям, "Юкос" традиционно скрывала имена своих владельцев, используя офшорные холдинг-компании и назначенцев. Она покончила с этой практикой, так как позднее в этом году хочет зарегистрировать свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже и поэтому должна удовлетворять требованиям США к открытости.
Но даже и в этом случае, сказал г-н Ходорковский во вчерашнем интервью, это далось непросто. "Несколько лет назад (журнал) 'Forbes' объявил, что я стою 1,5 млрд. долл., и это был конец моей спокойной жизни, - сказал он. - Но для моих коллег это было трудное решение. Мне потребовалось 2 года, чтобы их уговорить. Они все вели спокойную и размеренную жизнь - а это (саморазоблачение) приведет к тому, что их жизнь, как они ее знают, закончится".
Вторым крупнейшим акционером компании "Юкос" является Леонид Невзлин, когда-то бывший заместителем генерального исполнительного директора компании, а сегодня являющийся главой Российского еврейского конгресса. У него 4,9% акций, стоящих почти 1 млрд. долл. Четверо других имеют 4,3% акций. Это Владимир Дубов, бывший менеджер компании "Юкос", который сегодня заседает в российском парламенте, двое действующих менеджеров, Михаил Броудно и Василий Шахновский, а также Платон Лебедев, директор группы "Менатеп", частного посредника, с помощью которого г-н Ходорковский и его партнеры владеют своими акциями в компании "Юкос". Большая часть акций г-на Ходорковского передана в распоряжение трастовой компании, с которой, как явствует из документов "Менатепа", обговорены условия передачи его права голоса в случае, если он будет "взят под стражу, похищен или принужден принимать решения против своей воли".
Анекдотические свидетельства заставляют думать, что в последние годы российское предпринимательство стало менее насильственным и более упорядоченным. Но по-прежнему в нем не место людям робким. Загородный клуб г-на Ходорковского все еще сильно охраняется высоким забором, милиционерами с автоматами и установленными на проходных металлоискателями новейшей модели. Несмотря на сохраняющиеся опасения по поводу финансового и физического риска предпринимательства в России, все больше и больше иностранных нефтяных компаний начинают принюхиваться к местной атмосфере, притягиваемые огромными запасами нефти и газа в этой стране и наступившей в ней относительной политической стабильностью.
"Юкос" ведет переговоры с "British Petroleum (BP)" о возможном сотрудничестве в развитии новых месторождений в Восточной Сибири. "Эти месторождения не просты, - говорит г-н Ходорковский. - У BP хорошие эксперты. Они заинтересованы в том, чтобы ознакомиться с нашими данными, чтобы затем самим принять решение". На вопрос, а не пришла ли пора какой-нибудь иностранной нефтяной компании купить российскую нефтяную компанию, г-н Ходорковский, тщательно подбирая слова, отвечает, что чистая покупка менее крупной нефтяной компании вроде "Сиданко" - где BP является миноритарным акционером - может быть оформлена довольно легко. Но, если бы кто-то пожелал приобрести "Лукойл" или "Юкос", две крупнейшие по объему нефтедобычи и по рыночной капитализации российские компании, то это стало бы "очень трудным" делом. Нет такого закона, который бы это запрещал, но в России нефтяную индустрию все еще считают "стратегической". Кроме того, говорит он, потребовалось бы очень долго уговаривать его стать продавцом своей компании, несмотря на недавний умопомрачительный рост цены акций "Юкоса".
"Я поставил перед собой важнейшую цель сделать 'Юкос' международной энергетической компанией, - говорит он. - Если дело кончится тем, что 'Юкос' будет куплена иностранной нефтяной компанией, я не достигну этой цели". Одной из приоритетных задач сегодня является диверсификация экспортных рынков, на которых "Юкос" продает свою нефть, говорит он. Европа, по его словам, является наиболее удобным пунктом назначения, но "Европа очень чувствительна к увеличению доли энергоресурсов, которые она получает от России". По его мнению, альтернативой является поставка нефти в Китай, что означает необходимость строительства трубопровода в эту страну. Он также хочет продавать больше нефти Соединенным Штатам, где, как он ожидает, выход на местный рынок будет облегчен благодаря недавнему улучшению политических отношений между США и Россией. План регистрации (акций компании "Юкос") в Соединенных Штатах является очередным шагом на пути, на который встал г-н Ходорковский, чтобы улучшить свой собственный - и компании "Юкос" - международный имидж, после того, что можно назвать очень жестким стартом.
Компания "Юкос" была спорной с момента ее приватизации в 1995 году. Г-н Ходорковский и его партнеры выиграли первые 45% ее акций всего за 159 млн. долл. США на одном из многих крупных приватизационных аукционов, очевидно имевших целью вознаградить магнатов, лояльных тогдашнему президенту, Борису Ельцину, который стремился к своему переизбранию. Затем, после финансового кризиса 1998 года в России, г-н Ходорковский стал угрожать законными, но крайне несправедливыми схемами, чтобы сломить оппозицию банковских кредиторов и вытеснить из компании одного миноритарного инвестора. Он предложил перераспределить авуары компании и увеличить число акционеров, чтобы сделать богатства "Юкоса" недоступными для аутсайдеров. Он выиграл эту свою битву и консолидировал свой контроль над компанией. Но он также сделал "Юкос" синонимом плохой деловой практики.
Однако за последние 2 года г-н Ходорковский превратил "Юкос" в одну из самых открытых и вызывающих восхищение компаний в России и он совершенно откровенен в отношении своих мотивов. Главным его желанием является увеличение рыночной капитализации - а тем самым и своего личного состояния - в чем он вполне преуспел. Он считает, что другие российские магнаты последуют его примеру и опубликуют данные о своих долях акций и личном богатстве, когда придут к пониманию того факта, что корпоративная скрытность просто усиливает подозрительность потенциальных инвесторов. "В шкафу (российского бизнеса) прячется не так уж много скелетов, - уверяет он. - А те, что есть, не так уж и страшны. Теперь мы можем их достать оттуда и показать. У нас у всех есть проблемы. Но мы - не политики и не священники. Нам разрешено иметь проблемы".