Президент России Владимир Путин пообещал калининградцам лично позаботиться об акватории порта номер три в Балтийске (бывший Пилау) и, судя по всему, свое обещание сдержал. На прошлой неделе правительство России приняло решение открыть ранее использовавшийся в чисто военных целях порт для гражданских судов. Уже в следующем году Балтийск может связать паромным сообщением Калининградскую область с портом, строящимся в Усть-Луге, западнее Санкт-Петербурга, сообщил премьер-министр Касьянов.
Назревшее решение о порте Балтийска, которое до сих пор постоянно откладывалось, стало делом начальства, поскольку оно связано с другой проблемой, к которой Москва после долгого безразличия обратилась в последнее время. Проблема заключается в том, каким образом должен быть организован транзит из российского эксклава Калининградской области - бывшего Кенигсберга - в метрополию после того, как вместе со вступлением в ЕС Польши и Литвы он окажется в окружении стран, входящих в этот Союз? До сих пор жители Калининградской области могут бывать в этих двух странах без виз. Литовцам и полякам разрешено взамен въезжать без визы в Калининград. Но с 1 июля 2003 года Литва и Польша, следуя требованиям ЕС, будут требовать предъявления визы и от калининградцев. ЕС превращает жителей области в пленников, так звучат громкие обвинения со стороны российских политиков и средств массовой информации, это необходимо предотвратить, использовав морской путь.
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Розов привел последние данные, чтобы прояснить значение безвизового режима для Калининграда: в Калининград или из Калининграда из обеих стран - будущих членов ЕС отправляются ежегодно на поездах, примерно, 960 000 граждан и, примерно, 500 000 человек - на машинах. В то же время из, примерно, миллиона жителей Калининградской области заграничные паспорта, позволяющие получать визу, имеют только 230 000 человек. Кроме того, посольства государств-членов ЕС в Москве в настоящее время отклоняют от трех до пяти процентов заявок на получение визы. К тому же, согласно официальным российским данным, примерно, 30 000 жителей области, военные или бывшие военнослужащие, заграничный паспорт получить не могут.
Различия в позициях ЕС и России известны давно, но чем большую остроту приобретает вопрос, тем жестче становится тон Москвы. Последним примером является принятая позавчера Комитетом по международным делам Думы резолюция. Подобного рода демаршей в последние недели хватало и без того. Некоторые политики демонизируют ЕС, говоря, что он прибегает к тем же методам, которые раньше использовались в отношении Германии. Так, Виктор Романовский, ответственный в администрации Калининградской области за внешние связи, сравнил расширение ЕС на восток с завоеваниями немецкими ордами в средневековье и последовавшим вслед за этим истреблением балтийского народа. Мы не согласимся, сказал он, чтобы кто-то навязывал русским свои правила: «Коса нашла на камень», - приводит он русскую пословицу. Коса - это ЕС.
Тема, таким образом, стилизуется под судьбоносный вопрос о суверенитете и единстве России: «Любая попытка приманить нас дешевыми и легко доступными визами, в конечном счете, является попыткой добиться отчуждения Калининградской области от России», - сказал губернатор области Владимир Егоров на прошлой неделе после встречи с президентом Путиным корреспонденту бульварной газеты «Московский комсомолец». Президент, по его словам, предостерег от того, чтобы «покупаться на конфетку дешевой шенгенской визы». Имеются в виду различные предложения со стороны ЕС по оказанию при этом финансовой и технической помощи, по организации такого визового и пограничного режима, который бы был для жителей Калининградской области как можно менее обременительным. Уже сегодня ЕС выделил в рамках программы ТАСИС одиннадцать миллионов евро на совершенствование инфраструктуры на пограничных переходах, в перспективе выделение средств планируется продолжить.
Эта помощь с российской точки зрения никак не затрагивает главной проблемы, поскольку Россия и ЕС рассматривают вопрос транзита между Калининградом и российской метрополией по-разному. «Речь идет о двух вещах: ЕС хочет обеспечить безопасность своих границ, а Россия должна иметь свободное сообщение между всеми своими регионами, - говорит Виктор Романовский. - При этом вопрос о визах и пограничных переходах являются второстепенным, вспомогательным средством, а ЕС готов говорить с нами только об этих второстепенных вещах, отказываясь вести переговоры по сути вопроса». Напротив, по мнению ЕС, концентрация внимания на технических вопросах дает возможность преодолеть принципиальные разногласия с позиции прагматизма. С учетом этого кажется странным оптимизм обеих сторон, проявляющийся, несмотря на обострение спора, найти за время до следующего саммита ЕС-Россия, предстоящего в ноябре, решение, которое бы удовлетворяло обе стороны.
В действительности же вопрос транзита из всех проблем, которые несет с собой расширение ЕС для Калининградской области, может быть решен легче всего. Уже сейчас уровень жизни в российском анклаве заметно ниже, чем в приграничных районах Польши и Литвы. Причинами этого является, с одной стороны, то, что область при своей однобокой ориентации на обслуживание военных имела плохие исходные позиции для проведения рыночных реформ, а, с другой стороны, то, что такие реформы в соседних государствах ушли уже далеко вперед.
В том, что различия становятся все больше, приложил руку и ЕС: в ходе подготовки к вступлению в ЕС Польша и Литва получали из Брюсселя средства, которых Калининградская была лишена. Это различие в поддержке извне станет еще большим, как только обе страны окажутся членами Союза. Поэтому важнейшей задачей является интеграция Калининградской области с окружающими ее территориями, говорит депутат либерального толка калининградской областной Думы Соломон Гинзбург. «Миф о том, что мы сможем помешать введению визового режима, вредит нам», поскольку сужение дискуссии до одного аспекта расширения ЕС уводит нас от главных проблем. «В Калининграде может появиться новая форма сепаратизма со всеми вытекающими неприятными последствиями, если антибюрократические настроения трансформируются из-за низкого уровня жизни в настроения антифедеральные».
О необходимости экономической интеграции области в европейский рынок говорит и президент Путин. Но в Москве, видимо, опасаются, что это подстегнет удаление Калининграда от России. При этом перед газами российского руководства пример русских меньшинств в балтийских государствах, где такое отдаление наблюдается в последние годы. В Калининграде тоже уже сегодня у многих молодых людей связи с Польшей и Литвой теснее, чем с метрополией, которую они знают хуже, чем соседние страны. В эти дни из области при мощном пропагандистском сопровождении, с пожеланиями всего хорошего со стороны многих политиков, начиная от калининградского губернатора Егорова и кончая президентом Путиным, в западные районы России отправился специальный поезд с калининградскими детьми. В ходе поездки школьники должны поближе познакомиться со своим отечеством. Порой возникает подозрение, что шум, поднятый Москвой вокруг вопроса о визах, служит той же цели.