Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Бабушка всех сражений»

Ирак защищается от обвинений со стороны США и одновременно готовится к новой волне бомбардировок

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После 12 лет спорадических и массивных бомбардировок, введения эмбарго и санкций, Багдад продолжает оставаться в состоянии войны и нисколько этого не скрывает. Сомнения в голову путешественника начинают закрадываться, как только он приземляется в международном аэропорту имени Саддама Хусейна в Багдаде. На старых, помятых ковровых дорожках, положенных на полу коридора, идущего от самолета к терминалу, читается надпись: «Down USA». Эта надпись идет вразрез с любыми мирными намерениями

Глава 2

На стене одного из бараков-развалин, что стоят вдоль дороги, соединяющей иракскую столицу с Басрой - вторым по значению городом страны - можно прочесть надпись, звучащую как призыв к действию: «Долой США!». Багдад не скрывает своей ненависти к стране, напавшей на него и готовящейся нанести новый разрушительный удар. Быть может, это нападение станет последним для Саддама Хусейна (Sadam Hussein). И, тем не менее, причин надвигающегося конфликта можно назвать несколько. Нефть, расцвет Ислама и стратегическое равновесие на Ближнем Востоке подталкивают Буша (Bush) завершить работу, начатую его отцом и заменить «раиса» на правителя, верного Западу. Преемник Саддама должен будет контролировать иракскую нефть и не представлять при этом угрозы для Израиля. Но Саддам хорошо усвоил один очень важный урок: необходимо иметь политических союзников.

БАГДАД. После 12 лет спорадических и массивных бомбардировок, введения эмбарго и санкций, Багдад продолжает оставаться в состоянии войны и нисколько этого не скрывает. Сомнения в голову путешественника начинают закрадываться, как только он приземляется в международном аэропорту имени Саддама Хусейна в Багдаде. На старых, помятых ковровых дорожках, положенных на полу коридора, идущего от самолета к терминалу, читается надпись: «Down USA» («Долой США»). Эта надпись идет вразрез с любыми мирными намерениями.

11 сентября, в день, когда религиозный фанатизм объявил войну Соединенным Штатам, внутри у Саддама Хусейна что-то дрогнуло. При Буше-младшем, стоящем во главе Белого Дома (тем самым, что отметил свое назначение на пост, приказав провести ряд авиа-налетов на Ирак), будущее правящего режима Ирака находилось под угрозой более чем когда-либо прежде. Багдад никогда не выпадал из поля зрения Вашингтона, но теперь поддержка международного сообщества, которой заручился самый главный враг Хусейна, не оставляла иракскому лидеру никаких надежд остаться у власти.

Может статься, что дни иракского «раиса» сочтены. Вашингтонская администрация заявила, что на этот раз необходимо будет завершить работу, которую они не захотели проделать в 1991 году: лишить власти Саддама Хусейна. Для осуществления данной цели предполагается провести целую серию беспрецедентных авиа-бомбардировок, которая будет сопровождаться наземной операцией с участием от 70000 до 250000 солдат по захвату всей, вплоть до последнего уголка, территории древней Месопотамии. В прошедшее воскресенье «The Washington Post» сообщила, что президент Буш отдал ЦРУ распоряжение использовать все необходимые средства для достижения единственной цели - свержения Саддама Хусейна. Необходимые средства подразумевают под собой: вооружение и финансирование оппозиции правящему режиму Ирака, захват шпионов и даже отправку специальных подразделений, имеющих лицензию на убийство иракского лидера в целях самозащиты. По мнению газеты, проведение подобной операции станет подготовительным шагом к вооруженному нападению на Ирак.

Подразумевается, что кампания будет проходить по афганскому сценарию. Оппозиция курдов - предварительно вооруженная и обученная Соединенными Штатами - должна сыграть роль ударных передовых частей, расчистить дорогу на Багдад, благодаря этому Соединенным Штатам удастся избежать военных потерь. Но, как предупреждает специалист по международным отношениям, иракский профессор Каис Нури (Qais Noori), Ирак - это не Афганистан. «Наш народ не разобщен, он никогда не смирится с правительством, въехавшим в страну на башне американского танка. Для иракцев Саддам - это общенациональный выбор. Соединенные Штаты направляют свою агрессивность на наш народ, дискредитируя себя в глазах иракских граждан. В нашей стране существует национальное единство и политическая структура, которые отсутствовали в Афганистане».

Факт отсутствия полноценных доказательств, свидетельствующих против Саддама, придает новой военной кампании против Ирака некий оттенок личной мести. Буш обвиняет правящий режим Багдада в причастности к заговору международного терроризма (читай, к событиям 11 сентября, хотя фактов связей между террористами и Ираком установлено не было) и в разработке оружия массового уничтожения.

Возможности предотвратить новое нападение кажутся маловероятными, при этом все они, так или иначе, связаны с Организацией Объединенных Наций. Страны-союзники заявили, что новая интервенция должна иметь международный мандат. Ирак же, в свою очередь, упростил отношения с ООН, чтобы разрешить вернуться международным наблюдателям. Цель такого шага - показать, что страна отказалась от своей программы по разработке различных видов вооружения.

Скотт Ритлер (Scott Ritler) - глава комиссии инспекторов ООН по разоружению, обвиненной Ираком в шпионаже и изгнанной из страны в 1998 году - недавно заявил, что, когда они покинули страну «Ирак был разоружен на 99%». Трудно предположить, что Саддам не возобновил свою программу по разработке вооружения, особенно, если принять во внимание, что все страны из его окружения, в том числе - Сирия, Иран, Египет, Турция и, прежде всего, Израиль - располагают своими собственными арсеналами. Однако, по мнению бывшего инспектора, это наименее существенный из факторов, которые следует учитывать, планируя проведение новых военных операций.

Ритлер полагает, что переговоры между Ираком и ООН никогда не были вполне успешными из-за того, что «США и Великобритания не хотят рисковать: новая группа инспекторов, направленная в Ирак может доказать, что режим Саддама Хусейна не владеет оружием ядерным, химическим или бактериологическим, а это лишит указанные государства возможности нанести новый удар». Но в руках у Вашингтона остаются еще кое-какие козыри: это свидетельства нескольких инженеров-диссидентов, бежавших от правящего режима Ирака. Ученые утверждают, что принимали участие в организации секретных лабораторий, расположенных в подвальных помещениях бесчисленных резиденций президента, разбросанных по всей стране.

Ритлер утверждает, что нападение на Ирак произойдет в любом случае в конце года - возможно, осенью - при этом оно будет сопровождаться нанесением бомбовых ударов более мощных, чем те, что обрушились на страну в 1991 году. Некоторые аналитики полагают, что в целях повышения эффектности военная операция может начаться 11 сентября 2002 года.

Багдад терзают сомнения. Иракские политологи, мнение которых на Западе услышать практически невозможно, убеждены, что страну ожидает дождь из снарядов и ракет даже в том случае, если инспекторы ООН вернутся в страну.

«Вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) заявил, что вопрос о нанесении удара по Ираку не имеет никакого отношения к разработке оружия массового уничтожения. Чейни утверждает, что в стране должен быть сменен ныне правящий режим. США прекрасно знают, что Ирак - чист. Багдад не хочет дважды входить в одну и ту же реку. К тому же оружие - это не спагетти, для его изготовления требуются гигантские структуры, которые были разрушены во время прошедшей войны, а после нее и инспекторами ООН», - отмечает профессор Нури.

ЗАМЕНА САДДАМУ ХУСЕЙНУ

Отсутствие внутренней оппозиции значительно усложняет замену правящего режима.

«Если бы Вашингтон смог сменить правящий режим, то сделал бы это в 1991, 1996 или 1998 годах, но этого не произошло. А Ирак образца 2002 года уже не тот, что раньше: сегодня народ гораздо ближе к своему правительству, чем прежде, и никто не примет правящий режим, навязанный извне», - полагает директор Багдадского Института международных отношений профессор Мохаммед Хавад аль Мубарек (Mohamed Jawad al Mubarek). И продолжает: «Нынешний режим правит страной с 1968 года, и США прекрасно понимают, что нет внешней силы, представляющей интересы иракского народа».

«Исторически сложилось так, что иракская оппозиция настроена, скорее, против Америки, чем против Саддама», - комментирует существующее положение вещей профессор Нури. По мнению этого политолога, все будет зависеть от успеха военной операции. «Проблема заключается в следующем: никто не может гарантировать, что правящий режим падет. Если будет организовано нападение, а Саддам Хусейн останется на своем посту, то его первым результатом станет отмена эмбарго. Многие страны откажутся от санкций, и, в первую очередь, Саудовская Аравия - верный союзник Соединенных Штатов. А положение Саддама в арабском мире упрочится».

За последнее десятилетие на международной арене произошли существенные изменения. Вашингтон должен осознавать, что после войны в Афганистане, некоторых темных аспектов трагедии 11 сентября и полнейшего одобрения Джорджем У. Бушем (George W. Bush) жестких действий израильского правительства на палестинских территориях для будущих поколений решающим окажется следующий фактор: в случае нападения на Ирак арабы утвердятся в своем положении жертв Соединенных Штатов. Все страны-соседи Ирака отвергли возможность нового нападения и предупредили США, как сказал министр иностранных дел Иордании, о «непредсказуемых последствиях» будущей войны. Результатом станет лишь увеличение числа добровольцев, желающих вступить в организации фундаменталистов - будь они, радикальными или нет. И эти люди потребуют разрыва отношений с Вашингтоном и изберут джихад (священную войну), чтобы бороться за свою свободу. Мост между миром западным и исламским будет разрушен, и одновременно с этим будет расти ненависть друг к другу между двумя частями планеты.

Но за амбициозной военной операцией, которую собирается провести Вашингтон, прячутся геополитические мотивы, напрямую никак не связанные с той опасностью, что представляет собой режим Саддама Хусейна. И первый среди них - это нефть.

Ирак занимает второе место в мире после Саудовской Аравии по запасам нефти. Даже сегодня, несмотря на эмбарго, страна в день экспортирует три миллиона баррелей «черного золота». Эта цифра - предмет гордости правящего режима - близка к довоенному показателю. Экспорт нефти в рамках установленной в 1996 году ООН гуманитарной программы «Нефть за продовольствие» позволяет Багдаду продавать нефть в обмен на продукты и медикаменты. Однако после вывоза нефти запросы на продукты первой необходимости задерживаются в ООН.

Багдаду никогда не нравилась подобная система, которую он называет преступной, но правящему режиму пришлось приспособиться к ней, дабы избежать увеличения давления. Саддам сдался в течение 24 часов, даже когда в мае Совет Безопасности ООН изменил свою резолюцию и принял другую за номером 1409. Новый документ должен был упростить порядок получения Ираном предметов первой необходимости, но при этом содержал 330-страничный список продуктов, запрещенных для продажи в эту страну.

СТРАТЕГИЯ САДДАМА ХУСЕЙНА

Ирак использует все дипломатические ухищрения, пытаясь найти себе союзников.

Последние шаги, предпринятые иракской дипломатией, направлены на разрушение образа Ирака как вселенского врага. И подобная стратегия уже приносит свои плоды. После 11 сентября иракский лидер в открытом письме выразил свои соболезнования американскому народу (хотя и не правительству США, аргументируя это тем, что его народ пострадал от террористических действий со стороны Соединенных Штатов); в регионе поступок Саддама восприняли как свидетельство доброй воли. Прекрасно понимая, кто станет следующей целью, как только будет уничтожен режим талибов, Ирак воспользовался заседанием Лиги арабских стран, состоявшимся в Бейруте, для сближения с Саудовской Аравией (отношения с этим государством были разорваны во время войны в Персидском заливе, после того как Эр-Рияд предоставил свои военные базы в распоряжение США). Кроме того, Ирак пообещал больше не угрожать Кувейту, который Багдад воспринимает практически как одну из своих провинций. Стремление правящего режима Ирака к диалогу нашло положительный отклик и в ЕС, который выступает против нанесения нового удара из-за отсутствия четких доказательств связей Багдада с террористами.

И этот факт вызывает большое беспокойство у верных соколов Буша. После ирано-иракской войны 1980-1988 годов, когда Багдад получал поддержку со стороны США, стремившихся остановить наступление исламского интегризма Хомейни (Jomeini), Саддам начал мешать Вашингтону. Панарабистская идеология Ирака и жесткая оппозиция Багдада в вопросе о признании суверенитета Израиля мешали Западу, но при этом выглядели привлекательными для соседей Саддама. Такое государство, обладающее реальной властью (некоторые утверждают, быть может, несколько преувеличенно, что в течение ближайших 30 лет Эр-Рияд и Багдад в состоянии удовлетворять нефтяные потребности всей планеты) может стать во главе объединенного арабского мира и противостоять политическому диктату со стороны США.

По мнению профессора Хумама аль Шамуу (Humam al Shamuu) «кампания, которую Вашингтон развернул сегодня против Ирака, направлена на защиту Израиля. США осознают, что Ирак может предоставить Палестине миллионы добровольных мучеников-террористов, кроме того, Израиль опасается Ирака. Но, если Америка хочет сменить правящий режим, ей понадобится большая армия, здесь она не сможет обойтись серией авиа-налетов, как это произошло в Афганистане. Мы уже победили Иран - пятую по счету военную державу в мире, мы даже освободили побережье Фао».

Нури полагает, что Израиль является основной причиной воинственного настроя США по отношению к Ираку. «В США все сильнее ощущается влияние еврейского лобби. Израиль хочет распространить свое влияние, а в Ираке господствует националистическая философия, не желающая мириться с существованием государства Израиль - единственного союзника США на Ближнем Востоке. После ирано-иракской войны Израиль сам стал свидетелем того, как увеличилось влияние Саддама в этой зоне, подкрепленное мощнейшей армией. Потому Тель-Авив и стал просить помощи США, чтобы противостоять надвигающейся опасности». «Игра уже зашла слишком далеко, и ни Багдад, ни США не могут просто убрать свои фишки с игровой доски».

продолжение следует