Министерство атомной энергетики и его дочернее предприятие «Атомстройэкспорт» завершают в Бушере, в 750 километрах от Тегерана, начатое немецким концерном «Сименс» строительство атомной электростанции. К концу 2003 года 3 900 рабочих и инженеров из России и Ирана должны завершить проект стоимостью 800 миллионов долларов США. Между тем, прежде всего, США опасаются, что Иран сможет использовать электростанцию мощностью 1 000 мегаватт в качестве подспорья при создании атомной бомбы. Президент США Джордж Буш (George Bush) безуспешно обсуждал тему российско-иранского сотрудничества в сфере ядерных технологий со своим коллегой Владимиром Путиным во время своего визита в Москву в мае месяце.
Россия настаивает на том, что сотрудничество с Ираном направлено исключительно на мирное использование атомной энергии. В конечном счете, 5 июня в передаче «Герой дня» телеканала НТВ министр атомной энергетики Александр Румянцев заверил: «Мы договорились с Ираном, что отработанное ядерное топливо будет отсылаться в Россию. Тем самым, Россия выполнит свои обязательства о нераспространении материала, пригодного для создания оружия», - сказал Румянцев.
Вопросы возврата не урегулированы
Но в то же время в проекте доклада «Организация и эффективность работы по выполнению действующих международных обязательств Российской Федерации», касающихся ядерных отходов, подготовленном министерством Румянцева для президента Путина, делается иной вывод. «В договоре между правительствами Российской Федерации и Ирана о строительстве атомной электростанции в Бушере, на территории Ирана, вопрос о судьбе отработанного ядерного топлива не поставлен», говорится в приложении 2. Эта констатация тем более примечательна, что выяснение этого вопроса вообще является самой главной задачей перед подписанием договора о строительстве атомной электростанции. Проект доклада для президента педантично воспроизводит все соответствующие положения договоров, которые прежде Советский Союз, а потом Россия заключали с другими государствами о строительстве одной или нескольких АЭС, начиная от Болгарии и Чехии и кончая Украиной, Узбекистаном, Казахстаном и Китаем. В случае же с договором, заключенным с Ираном, - он был подписан еще в 1995 году - в проекте, напротив, есть лишь фраза: «Идут переговоры о возврате отработанного ядерного топлива в Российскую Федерацию». В проекте доклада президенту речь идет, прежде всего, о запланированном ввозе в Россию ядерных отходов из других стран, что вызывает большие споры. Министерство превозносит экономическую благодать, которая снизойдет на Россию в случае массового импорта отработанных топливных элементов с зарубежных атомных электростанций.
Проблемы преувеличены
Однако авторы доклада, задачу на подготовку которого Путин поставил 14 февраля, приходят «к неверному заключению» относительно возможностей России и возможных рисков. Это констатирует в своем письме от 31 мая в адрес министра атомной энергетики Румянцева руководитель «Госатомнадзора» Юрий Вишневский. Копия этого письма имеется в газете. Так, в проекте доклада для президента не упоминается о том, что ядерный комплекс «Маяк», определенный в качестве места для регенерации ядерного топлива, вообще не располагает необходимым оборудованием.