После почти двух лет, тайна морских глубин разрешена на берегу и тела мужчин, которые задохнулись на затонувшей российской подводной лодке в августе 2000 года, доставлены домой для захоронения. Официальное заключение: одна из торпед "Курска", заряженная взрывоопасной перекисью водорода, взорвалась сама, взорвала соседние торпеды, и разнесла нос 14000-тонной подлодки, отправив ее с командой в 118 человек на илистое дно Баренцева моря у берегов Норвегии. Еще одна морская трагедия, которая заставляет людей во всем мире испытать симпатию к совершенно незнакомым им семьям.
Но даже в холодной мгле этих враждебных вод, трагедия "Курска" многое рассказала нам о неподготовленности, плохих оснащенности и боевом духе недофинансируемой российской армии и об отсталости и самонадеянности тоталитарной бюрократии, выставленных на показ формирующейся демократией. Если президент Михаил Горбачев использовал аварию в Чернобыле в 1986 году, чтобы оправдать необходимость реформ, то теперь есть надежда, что президент Владимир Путин, после своей первоначальной оплошности, сможет использовать трагедию "Курска" с той же целью. О катастрофе не сообщали в течение одного дорого обошедшегося дня. В течение еще одного дня сообщали ложную информацию. Военные шишки, отказываясь от ответственности, говорили, что виной трагедии послужила старая мина или, еще лучше, иностранное судно. Только через четыре дня массированного освещения в прессе, Путин прервал свой отпуск на пляже, чтобы выехать к месту трагедии - урок человечности, давно выученный политиками во всем мире, оставался не пройденным российскими правителями со времен царя.
Российские военные с неохотой воспользовались иностранной помощью, хотя взаимная помощь в случае чрезвычайных ситуаций типа лесных пожаров и используется без всякого зазрения совести. Помощь пришла слишком поздно; скорее всего, все погибли за несколько часов, некоторые, успев написать прощальные записки. Путин поклялся расследовать обстоятельства трагедии и поднять на поверхность тела погибших и саму лодку - публичный жест стоимостью 130 миллионов долларов, который способствовал его популярности в обществе.
Но, прежде чем российское авторитарное общество окончательно переродится в открытое гражданское общество 21-го века, потребуется куда больше, чем пиаровские ходы или новое топливо для торпед. Основательная модернизация России потребует терпения, настойчивости, ума, времени и, возможно, большого везения.
Если трагедия "Курска" послужит стимулом для проведения реформ, то гибель ее команды не была напрасной. Слабое утешение для 118 семей. Но хоть какая-то надежда для миллионов их сограждан, также надеющихся на лучшее будущее.