Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
России не удается добиться безопасности ядерного соглашения с Тегераном

Отсутствие договора означает, что Иран оттягивает время и, возможно, хочет оставить себе отработанное топливо, из которого пре переработке можно получить оружейные уран и плутоний

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
России не удалось добиться от Ирана гарантий того, что тот будет возвращать использованное ядерное топливо, из которого может быть получен оружейный плутоний, несмотря на неоднократные заверения Москвы в обратном. Документы для внутреннего пользования российского правительства, попавшие в распоряжение Guardian, показывают, что не было достигнуто соглашения о том, как поступать с отработанным ядерным топливом электростанции, кото

России не удалось добиться от Ирана гарантий того, что тот будет возвращать использованное ядерное топливо, из которого может быть получен оружейный плутоний, несмотря на неоднократные заверения Москвы в обратном.

Документы для внутреннего пользования российского правительства, попавшие в распоряжение Guardian, показывают, что не было достигнуто соглашения о том, как поступать с отработанным ядерным топливом электростанции, которую Россия планирует запустить в Иране через пару лет.

Российское сотрудничество с Ираном в сфере атомной энергетики стало камнем преткновения в российско-американских отношениях после 11 сентября. Строительство Россией реактора на 1000 мегаватт в Бушере, расположенном в 500 милях к югу от Тегерана, является главной причиной сохраняющихся трений.

Российское министерство атомной энергетики, которое получит 800 миллионов долларов по этому контракту, заявляет, что не существует риска распространения военных ядерных технологий в Иран и неоднократно отмечало, что отработанное топливо будет забирать Россия для хранения и переработки. Но конфиденциальный документ, составленный для Кремля министерством атомной энергетики, противоречит последнему утверждению.

Согласно этому документу, "ответ на вопрос о том, как поступят с отработанным ядерным топливом, отсутствует в тексте договора о строительстве атомной электростанции в Бушере между правительствами России и Ирана. Идут переговоры о возвращении отработанного ядерного топлива в Российскую Федерацию".

В интервью российскому телевидению в этом месяце министр атомной энергетики Александр Румянцев заявил: "Мы договорились с Ираном, чтобы отработанное топливо отправлялось в Россию. Таким образом, Россия выполняет свои обязательства по нераспространению ядерных технологий".

В прошлом ноябре он сделал схожее заявление.

Отсутствие договора означает, что Иран оттягивает время и, возможно, хочет оставить себе отработанное топливо, из которого пре переработке можно получить оружейные уран и плутоний.

"У Ирана появится материал, пригодный для создания ядерного оружия - плутоний, - говорит Тобиас Мюнхмейер (Tobias Muenchmeyer), берлинский эксперт по ядерным технологиям Greenpeace. - Для такой страны, как Иран, будет не так сложно переработать отработанное топливо и получить плутоний. Это займет даже не месяцы, а недели".

Обнаруженные документы будут только способствовать нарастанию беспокойства по поводу устремлений России продолжать выгодное в финансовом плане строительство атомной электростанции в Бушере и усилит критику этого проекта, исходящую от США.

Несмотря на недавнее потепление между Белым Домом и Кремлем, ядерное сотрудничество России с Ираном, страной, внесенной США в список "государств-изгоев", остается одной из основных проблем российско-американских взаимоотношений.

В феврале президент Владимир Путин дал указание министерству атомной энергетики подготовить "анализ" российских планов импортировать ядерные отходы, проекта, который, согласно мнению его критиков, превратит Россию во всемирную ядерную помойку.

Российский парламент принял в прошлом году три указа об импорте ядерных отходов и анализ был нужен Кремлю, чтобы дать окончательное "добро" на реализацию этого проекта.

Румянцев осознает опасность попадания использованного топлива в руки Ирана. Во время ужина в Вашингтоне в прошлом месяце он согласился, что это "очень непростая проблема", добавив, что "атомные электростанции могут стать источниками распространения ядерных вооружений после того, как на них скопится определенное количество отработанного топлива".

Из документов следует, что Иран может свести на нет планы Румянцева сделать из России ведущего импортера ядерных отходов в мире. Его министерство под градом насмешек заявило, что эта программа могла бы принести России двадцать миллиардов долларов в течение десяти лет.

США доминируют на мировом рынке отработанного ядерного топлива, контролируя порядка 80-90% радиоактивных отходов.

Чтобы российская программа принесла плоды, потребовалось бы благословение Америки.

Согласно обозначенным документам, России нужно политическое соглашение с США, чтобы планы первой по зарабатыванию денег на ядерных отходах воплотились в жизнь: "В течение длительного срока главным условием такого соглашения США выставляли отказ от сотрудничества России с Ираном в сфере атомной энергетики".