В пабе "Woody"s" на небольшой туристической станции в долине Кананаскис, Терезе и Кори (Teresa et Cory) есть, чем заняться. Вечер пятницы, все места забиты, оглушительно играет музыка, накурено. Между столами буквально летают подносы с пивом, их разносит команда молодых людей, нанятых на этот сезон. Кананаскис оккупировали любители дикой природы.
Долина затаилась среди Скалистых гор, в полутора часах от дороги от Калгари. Она окружена лесами, где обитают гризли, американские лоси, косули, пумы, муфлоны, лоси, волки и многочисленные мелкие грызуны. Туристы приходят сюда рыбачить в реке, которая также называется Кананаскис, занимаются сплавом, здесь можно прокатиться на велосипеде и отправиться в конную прогулку, совершить восхождение на одну из вершин. "Delta Lodge" - единственный отель на 1500 квадратных миль вокруг. В противоположность распространенному мнению, происхождение названия долины не имеет ничего общего с лыжами, но происходит от имени индейца из племени Кроу, который был ранен в 1857 году ударом томагавка. Брошенный умирать, он чудесным образом спасся и стал легендой племени Кроу. С того дня он получил новое имя: Кананушка, «человек с томагавком в голове», с тех пор и долина стала называться так. Время шло, и название превратилось в Кананаскис.
Именно в этой долине канадские власти решили организовать саммит «Большой Восьмерки». Власти стремились по возможности избежать нашествия манифестантов-антиглобалистов, которые могли бы помешать работе глав государств, поэтому выбор пал на труднодоступное место, которое не может принять большое число людей. Оборотной стороной медали является риск нанесения ущерба флоре и фауне, связанный с прибытием восьми мировых лидеров в сопровождении сотен офицеров безопасности всех родов. Чтобы попытаться уменьшить вредное воздействие на природу, канадское правительство назначило «Мистера Окружающая среда». Им стал шестидесятилетний Брюс Лисон (Bruce Leeson), человек в белой ковбойской шляпе (знак гостеприимства в штате Альберта) и в мокасинах. Лисон - известный «знаток» природы, ему известны все названия растений; он знает повадки животных, принадлежащих к любому виду; может определить путь пумы по ветвям, поскольку она грызет их, «будучи всеядной»; он знает излюбленные бухты гризли, и может сесть на корточки возле маленькой черной кучки, которую дилетант наверняка не заметит. «Помет койота, - воскликнет энтузиаст, копнув прутиком, - койота┘ который, скорее всего, съел зайца, поскольку здесь видна шерсть».
Брюс любит природу и хочет ее защитить. Под его руководством полиция проводит специальные тренировки, например, на тему: как реагировать на появление случайно потревоженного гризли? «Не следует поворачиваться к нему спиной, нужно двигаться медленно, и только в случае атаки пристрелить его». Полиция не должна приближаться к берегу реки Кананаскис ближе, чем на 6 метров, поскольку утки делают там гнезда, в это время года они высиживают яйца. Кроме того, канадским жандармам рекомендуется быть осторожными в дозоре, поскольку под некоторыми деревьями нельзя мочиться. Двоим полицейским, говорящим на языке стоуни и и блекфут, дано специальное поручение: они будут поддерживать контакт с этими племенами, проживающими недалеко от Кананаскиса. Открытию саммита будет предшествовать специальная церемония: будет раскурена трубка мира. В знак уважения, проводники глав государств уже совершили этот обряд два дня назад вместе с индейцами Стоуни-Накода, племени, принадлежащего к большой семье Сиу.
Сказать, что это событие поставит на уши персонал небольшого гостиничного комплекса (300 человек), значит, ничего не сказать. Между заказами Тереза и Кори успевают сказать, что с приездом гостей они, «возможно», облачатся в специальную униформу, чтобы выглядеть наряднее; и движением подбородка указать на тех клиентов, «которые могут быть полицейскими», приехавшими проверить, как обстоят дела на месте. Двадцатилетние Тиара и Колин (Tiara et Colin) работают на кухне. В перерыве у них есть время на то, чтобы выпить кружку пива и посмотреть, как играют в бильярд. Они живут поблизости, им известно, что в конце июня должно произойти нечто важное. Но что?┘ «Большая Восьмерка»? Это выражение им ни о чем не говорит. Да, лидеры стран приедут, но кто? Все же, «Кретьен (Chrйtien), конечно, приедет, и Буш (Bush) тоже, - говорит Тиара, - а вот кто такие Путин и Ширак (Chirac)┘». «Денег заплатят по максимуму, - добавляет Колин, - вот все, что я знаю: 2500 долларов за месяц против 1300 за работу в обычном режиме, и это хорошо скажется на curriculum vitae!».
Решение превратить Кананаскис в «резервацию» для глав государств, пойдет долине на пользу: на нескольких дней она окажется в свете прожекторов. Только обитателям леса может прийтись не по нраву этот скачок популярности и гул вертолетов, которые доставят сильных мира сего из Калгари в Кананаскис.