Не удивительно, что Россия оказалась в затруднительном положении на переговорах о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Не стоит особенно и волноваться по поводу случившейся на прошлой неделе неудачи на переговорах. Такая огромная и такая сложная страна, как Россия, может вступить в ВТО только на правильных условиях. Если она не готова к вступлению, то должна взять себе время на подготовку.
Объявленная президентом Владимиром Путиным цель вступить в ВТО в следующем году всегда казалась слишком амбициозной. Главный мотив г-на Путина - политические призы, которые можно получить от вступления в еще один важный мировой клуб, после принятия в этом году в Организацию Североатлантического договора (НАТО) в качестве "младшего партнера". Но вступление в ВТО есть нечто большее, чем просто символ международного признания. Это процесс, требующий широкого открытия экономики страны для глобальной торговли и инвестиций. Такое открытие, в форме снижения пошлин на импорт и устранения других барьеров, должно сопровождаться глубокими экономическими реформами, особенно либерализацией цен на внутреннем рынке.
Россия стоит всего лишь у начала этого процесса. В прошедшем десятилетии она либерализовалась достаточно, чтобы в этом году заслужить признание Европейского Союза (ЕС) и Соединенных Штатов как страны с рыночной экономикой. Но существуют серьезные сомнения в готовности России открыть для иностранного участия ключевые секторы своей экономики, включая финансовые услуги, телекоммуникации, сельское хозяйство и некоторые производственные отрасли, в частности, производство мебели, автомобилей и самолетов. Она хочет создать сильные национальные группы, прежде чем снять все барьеры для притока иностранного капитала.
Это не только несовместимо с принятием в ВТО, это является экономическим тупиком. То мощное предпринимательское лобби, которое подтолкнуло Кремль занять такую нелиберальную позицию в Женеве, не должно восторжествовать. Собственная история России показывает, что закрытые экономики и закрытые секторы обречены. ВТО не требует от России совершенного свободного рынка - ограничения допускаются, например, в сельском хозяйстве. Но либерализация должна стать сердцевинным вопросом стратегии России по приему в ВТО. Стране нужно значительно расширить внешнюю торговлю и увеличить приток иностранных инвестиций, если она хочет, чтобы плодами процветания, которые сегодня доступны немногим, воспользовались широкие народные массы.
Западу следует поощрять Россию к большей экономической открытости в интересах как собственного блага, так и блага России. Когда Россия полностью интегрируется в глобальную экономику, мир станет богаче и безопаснее. ВТО может сыграть свою роль, настаивая, что Россия может быть принята только на правильных условиях. Первый шаг - отказаться от 2003 года как конечного срока для вступления. На прошлой неделе генеральный директор ВТО Майк Мур (Mike Moore) заявил, что Москве, возможно, придется подождать 3 года. России нужно время, чтобы разработать для конкретных секторов своей экономики планы либерализации, совместимые с правилами ВТО. Без этого мало толку вести переговоры.