Китай начал переговоры с Россией о приобретении восьми подводных лодок на сумму в $1.6 млрд. По мнению западных и российских источников, эта сделка поможет Китаю блокировать Тайвань и станет вызовом превосходству США на море в регионе.
В рамках сделки четыре российских производителя будут оспаривать право поставлять Китаю дизельные подлодки класса «Kilo» проекта 636, оснащенные дальнобойными крылатыми ракетами «Клаб».
Китай уже приобрел четыре российские подлодки класса «Kilo», включая две подлодки проекта 636. Новая сделка по приобретению еще четырех подлодок является составной частью пакета поставок российских вооружений Китаю стоимостью $4 млн. и рассчитанного на ближайшие четыре-пять лет. В его рамках предполагается поставить два эсминца класса «Современный» в дополнение к тем, что уже имеются в распоряжении Китая, противосамолетные ракеты С - 300 PMU2 и истребители-бомбардировщики 40 Су -30MKK.
Сделка стоимостью $4 млрд. закрепляет за Россией место крупнейшего торгового партнера Китая впереди Израиля и бывшей советской республики Украины. Одновременно Китай подтверждает статус крупнейшего импортера вооружений, конкурирующего с Тайванем за господство в Тайваньском проливе.
По данным International Peace Research Institute, Китай стал крупнейшим импортером вооружений в 2000 году. Эту позицию он завоевал в прошлом году, по большей части благодаря приобретению военных кораблей и боевой авиации на сумму около $3 млрд. Этот показатель более чем в два раза превосходит достижения других покупателей вооружений.
США являются главным поставщиком Тайваня. В апреле 2001 года администрация Буша одобрила многомиллиардную программу поставок вооружений Тайваню, предусматривавшую продажу восьми дизельных подлодок, 30 боевых вертолетов AH-64D Apache Longbow, 12 самолетов слежения за подлодками P-3C, четырех эсминцев класса «Kidd», радаров дальнего действия и ракет Patriot III. Тем не менее, сделка с США имеет изъяны, поскольку они больше не производят и не проектируют дизельных подводных лодок, а Германия и Нидерланды, две страны, которые не прекратили их выпуск, отказались предоставить американской стороне своих конструкторов и других специалистов в этой области.
По мнению Бернарда Коула, эксперта по китайскому военно-морскому флоту в Вашингтонском National War College, контракт на поставку субмарин в Китай «в значительной степени увеличит боевой потенциал [китайского] военно-морского флота в Восточно-Китайском море, поскольку, в первую очередь, позволит в случае необходимости блокировать Тайвань. Кроме того, военно-морским силам противника придется столкнуться с серьезными проблемами при проведении своих операций».
Контракт следует в русле двойственной военной стратегии модернизации Китая. С одной стороны, цель данной стратегии - при необходимости иметь возможность вернуть Тайвань при помощи военной силы. С другой стороны, Китай намерен предотвратить любую интервенцию со стороны США, обязавшихся защищать Тайвань согласно букве достаточно неясно сформулированного Акта об отношениях с Тайванем.
В 1996 году два американских авианосца смогли отразить угрозы Китая Тайваню, когда в ходе военных учений первый выпустил несколько ракет в проливе. По мнению военных экспертов, если в будущем Китай сможет обнаруживать авианосцы США, то в виду наличия новых субмарин подобные действия с американской стороны станут более рискованными.
О контракте впервые было сообщено 7 июня в Kanwa Intelligence Review, канадском издании, специализирующемся на освещении ситуации в военной индустрии Китая. Данная информация стала поводом для конкуренции среди российских производителей, вступивших в борьбу за права на поставки субмарин, хотя намерение китайской стороны, ориентировавшейся на быстрое выполнение заказа, означало, что он будет поделен сразу между несколькими предприятиями.
Согласно материалам российской прессы, контракт на производство подлодок оспаривают санкт-петербургские «Адмиралтейские верфи», кораблестроительный завод в Комсомольске-на-Амуре, верфь «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и кораблестроительный завод «Севмаш», расположенный в Северодвинске.
Китайская программа по производству отечественных подлодок реализуется с трудом, особенно это касается многомиллиардной программы по разработке субмарин класса «Song», оснащенных управляемыми ракетами. Китай стал разрабатывать подлодки этого класса, чтобы заменить ими боевые субмарины класса «Romeo» образца 1962 года. По данным Jane's Defense Weekly, первая подлодка класса «Song», построенная при содействии специалистов из Израиля и других стран, прошла испытания в 1995 году. Эти испытания закончились провалом. Вторая существенно модернизированная модель подлодки этого класса прошла испытания в начале 2000 года, однако, по мнению экспертов, ее еще предстоит доработать.
«Если Пекин намерен приобрести дополнительно восемь подлодок класса «Кило», это означает, что его собственная программа по разработке субмарин класса «Song» зашла в тупик, что меня совсем не удивило бы», - говорит Коул.
Вторая проблема с приобретением Китаем подлодок класса «Кило» связана с правильной эксплуатацией субмарин. В 1990х годах Китай приобрел четыре субмарины класса «Кило», среди которых были две экспортные версии и две более маневренные субмарины версии 636, произведенные Россией для своего собственного военно-морского флота. Китайские моряки столкнулись с проблемами, обусловленными недостаточной подготовкой личного состава и аккумуляторами плохого качества.
Новые подлодки класса «Кило» будут оснащены системами противокорабельных ракет с радиусом действия в 140 миль. Однако, по мнению экспертов, Китаю придется разработать системы слежения за судами противника, способные «видеть за горизонтом», чтобы использовать ракеты должным образом. Большинство китайских субмарин могут «видеть» только на несколько миль вперед, не прибегая к помощи спутников, других субмарин, самолетов или кораблей.
«Китай все еще не в состоянии обнаруживать корабли в открытом море, - утверждает американский эксперт по вооружениям. - Цели, скрывающиеся за горизонтом, находятся вне досягаемости китайских субмарин. США решили проблему слежения за судами противника, находящимися в открытом море в 1960х годах. В распоряжении Китая были все необходимые компоненты, чтобы самостоятельно построить аналогичную систему слежения. Тем не менее, такая система не была построена».