Санкт-Петербург. Когда Александра Мултановского посадили в "Кресты", он глушил свои страдания героином. Этот 25-летний россиянин считает, что заразился ВИЧ-инфекцией (ВИЧ - вирусный иммунодефицит человека) от своих сокамерников. "Мы пользовались общей иглой", - говорит он. Согласно докладу руководства программы борьбы со СПИД'ом (СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита) Организации Объединенных Наций (ООН) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), заключенные вроде г-на Мултановского способствуют превращению территории бывшего Советского Союза в очаг самой быстрорастущей в мире эпидемии ВИЧ-инфекции. За период с 1996 по 2001 год ежегодное количество официально регистрируемых новых больных ВИЧ-инфекцией в России возросло с 1500 до 87000 человек. Быстрый рост числа ВИЧ-инфицированных и огромное количество россиян, сидящих на игле, вызвали обеспокоенность, что эта страна вскоре станет ареной одного из самых тяжелых в мире кризисов, связанных со СПИД'ом. Перед Россией стоит труднейшая задача сдерживания распространения этого заболевания в условиях, когда жесткие законы по борьбе с распространением наркотиков отправляют большие партии больных, у которые при тестировании была обнаружена ВИЧ-инфекция, в тюрьмы, где лечение минимальное, и болезнь распространяется через общие иглы и сексуальные контакты.
В условиях социальной дезинтеграции после распада Советского Союза потребление наркотиков в России резко возросло. Жесткие законы о борьбе с наркотиками, в основном оставшиеся неизменными с советских времен, помогают наполнять российские тюрьмы носителями ВИЧ-инфекции. Примерно шестая часть 195000 зарегистрированных в России больных ВИЧ-инфекцией в настоящее время находится в местах лишения свободы, а множество других, которые сегодня освободились, ранее подхватили эту заразу там. В "Крестах", где в 1997 году было менее 10 заключенных, являвшихся носителями ВИЧ-инфекции, сегодня сидят более 1000 больных ВИЧ-инфекцией при общей численности заключенных примерно 7800 человек. Процент больных ВИЧ-инфекцией в местах лишения свободы гораздо выше, чем среди обычного народонаселения, но чиновники здравоохранения опасаются, что эти цифры будут возрастать как внутри тюрем, так и за их стенами.
По некоторым оценкам, в России с населением 145 миллионов человек насчитывается до 4 млн. наркоманов. Игла наркомана является главным источником распространения ВИЧ-инфекции в стране. Драконовские антинаркотические законы России означают, что даже за крошечную дозу героина человек попадает за решетку на многие годы. Поскольку в местах лишения свободы преобладают наркоманы, сидящие на игле, а наркоманы попадают в тюрьму не единожды, некоторые специалисты прогнозируют, что по всей России темпы распространения ВИЧ-инфекции будут неуклонно расти благодаря наркоманам, садящимся в тюрьму и потом выходящим на свободу.
Андрей Козлов и Вадим Покровский, двое ведущих российских исследователей проблем ВИЧ-инфекции, высказывают опасение, что зараженные обитатели тюрем и наркоманы могут создать вирусу условия для его распространения на обычное народонаселение. Судя по высоким темпам распространения в России таких венерических заболеваний, как сифилис и гонорея, ВИЧ-инфекция может быстро распространяться среди наркоманов через половые контакты. Тюремное начальство признает, что болезнь может распространяться незаметно. Обыкновенно заключенных проверяют на ВИЧ-инфекцию только при поступлении в исправительное учреждение или, когда они попадают в лазарет с каким-то заболеванием. Тюремное начальство заявляет, что у них нет надежной методики оценки частоты заболеваемости заключенных ВИЧ-инфекцией. Министерство юстиции, в ведении которого находятся исправительные заведения, борется с их перенаселенностью и выступает за изменения в законодательстве, чтобы меньше наркоманов направлялось в тюрьмы. "Мы хотим усовершенствовать наше законодательство, чтобы защитить молодых людей, совершивших свое первое, не особенно серьезное правонарушение", - говорит заместитель министра юстиции Юрий Калинин. Тюремное начальство заслужило похвалу сторонников усиления борьбы со СПИД'ом за новые подходы к проблеме контроля ВИЧ-инфекции. Но перемены происходят медленно и постепенно.
Посещение "Крестов" позволяет понять масштабы данной проблемы и препятствия, лежащие на пути ее решения. "Кресты" - крупнейший в России следственный изолятор (СИЗО). Вследствие резкого роста числа наркоманов российские СИЗО в последние годы сильно переполнены, потому что в них в течение многих месяцев, а иногда и более года до суда содержатся все подозреваемые. В камере площадью 10 кв. ярдов (1 кв. ярд = 0,8361 кв. м.) обыкновенно сидят 10 человек. Они спят посменно на 3-ярусных нарах. Заключенные и даже некоторые сотрудники говорят, что при такой скученности практически невозможно контролировать контрабандный пронос в охраняемую зону наркотиков и шприцев. Охранникам мало платят, и поэтому их легко можно купить. Как и во всех российских исправительных учреждениях, в "Крестах" трудно достать презервативы, поскольку сексуальные контакты запрещены.
Главным способом предотвращения распространения ВИЧ-инфекции является изоляция ВИЧ-инфицированных в отдельных тюремных блоках. Но, как показывает случай с г-ном Мултановским, сегрегация не всегда срабатывает. При поступлении в СИЗО он прошел тестирование на ВИЧ-инфекцию и был признан здоровым. Его поместили в камеру, где, как считалось, все заключенные были здоровыми. Однако через 7 месяцев, в течение которых сокамерники-наркоманы пользовались общей иглой, у него обнаружили ВИЧ-инфекцию и перевели в блок для ВИЧ-инфицированных. Тюремные врачи утверждают, что заражения ВИЧ-инфекцией от сокамерников в общих блоках СИЗО происходят не так уже и редко. Денег на своевременное тестирование заключенных обычно не хватает, а сами заключенные не принимают мер предосторожности, пользуясь общими шприцами, бритвами и т.п. Кроме того, тестирование позволяет выявлять не сам вирус, а антитела, для выработки которых требуются несколько месяцев. Таким образом, при тестировании на раннем этапе заражения антитела могут не обнаруживаться, тогда как в действительности вирус в организме присутствует. Обследование организацией "Врачи без границ" 1200 российских заключенных в 2000 году показало, что примерно 8% заключенных принимают в тюрьме наркотики, из них две трети сказали, что пользуются общим шприцем. Это свидетельствует о безрассудном риске, к которому склонны заключенные.
Некоторые критики утверждают, что изменения следует начинать за пределами тюремной ограды, с жестких российских законов и с медицинских учреждений. За 5 мг героина человек попадает за решетку, как минимум на 3 года. За распространение наркотиков можно получить до 10 лет. Российское здравоохранение в основном выступает против реформирования пенитенциарной системы и системы лечения наркомании. Врачи советской школы возражают против программ бесплатного снабжения шприцами зарегистрированных наркоманов, считая, что это поощряет молодежь к наркомании. Но исследования показывают, что в других странах такие программы ведут к снижению распространения ВИЧ-инфекции, не увеличивая числа наркоманов. Метадон в России запрещен. Заключенные, страдающие от ломки, редко получают медицинскую помощь и поэтому, не будучи в силах справиться с физическим и психическими стрессами воздержания от приема наркотиков, прибегают к использованным иглам.
Тюремные власти, милиция по борьбе с наркоманией и активисты правозащитных организаций совместно выступили с законодательной инициативой о пересмотре российских законов, касающихся наркомании. Они хотят увеличения сроков наказания для крупных наркоторговцев и снижения сроков наказания для потребителей наркотиков. Однако новый закон вступит в силу самое раннее в конце текущего года.
Реформа пенитенциарной системы также осуществляется от случая к случаю. В прошлом году максимальный срок содержания подозреваемых в СИЗО, исчисляемый с момента начала судебного процесса, был сокращен до 6 месяцев. Но с 1 июля эта поправка к закону будет отменена, разрешая властям содержать подозреваемых в СИЗО в течение всего срока судебного процесса над ними. Скорее всего, вследствие этого перенаселенность СИЗО возрастет.
В России большинство ВИЧ-инфицированных заразились в последние несколько лет. Но, поскольку в типовом случае ВИЧ-инфекция развивается в СПИД примерно за 5 лет, страна пока еще не испытывает наплыва больных, которым необходимы дорогие медицинские препараты, так называемые антиретровиральные коктейли. Заключенные, несмотря на то, что среди них отмечается самый высокий процент ВИЧ-инфицированных, почти наверняка будут последними, кто станет получать эти медицинские препараты.
Освобождаемых из мест заключения ВИЧ-инфицированных людей направляют для лечения в специализированные центры. Самый богатый из специализированных центров лечения СПИД'а в Москве имеет фонды, позволяющие обеспечивать антиретровиральными препаратами всего лишь 500 пациентов. Некоторые ведущие специалисты по лечению СПИД'а откровенно говорят, что не станут лечить ВИЧ-инфицированных наркоманов, которые едва ли будут соблюдать строгий режим для больных, принимающих антиретровиральные таблетки. Таким образом, бездомные и наркоманы всегда будут последними в очереди на лечение. Проблема лечения ВИЧ-инфицированных наркоманов усугубляется тем обстоятельством, что в России метадон и другие препараты, позволяющие стабилизировать жизнь наркоманов и помочь им в соблюдении строгого режима лечения от СПИД'а, находятся под запретом. Многие медики в странах бывшего советского лагеря говорят, что "ВИЧ-инфекция и прием наркотиков сами позаботятся друг о друге".