Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Арабская стратегия Буша

Стратегия Джорджа Буша направлена на то, чтобы ввести Палестину в семью уступчивых арабских государств

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По мнению арабских средств массовой информации, своим заявлением о политике Соединенных Штатов в отношении Ближнего Востока президент Джордж Буш фактически развязал руки Израилю, дав ему зеленый свет для распространения его агрессии против палестинцев также на Ливан и Сирию. Что касается Палестины, то Соединенные Штаты и Израиль стремятся только к тому, чтобы существовал палестинский режим, чьи службы безопасности были бы под контролем Израиля, и чьи переговорщики просили бы не больше, чем Шарон готов им предоставить.

Ключевым аспектом долгожданного заявления президента Соединенных Штатов Джорджа Буша (George Bush) по политике в отношении Ближнего Востока является роль, которую он отводит арабскому миру.

Может показаться, что для него реформы - особенно те, в ходе которых Ясир Арафат (Yasser Arafat) должен быть заменен "новым и другим" руководством", не зараженным "терроризмом и коррупцией" - являются мероприятиями, выполнение которых не может быть поручено полностью палестинцам.

Поэтому, наряду с американцами и европейцами, "ключевые государства региона" будут "работать с палестинскими лидерами над созданием новой конституционной основы и работающей демократии для палестинского народа". Они будут содействовать становлению "временного палестинского государства", и последующим переговорам, ведущим к окончательному урегулированию конфликта.

К региональным государствам, которые он главным образом имел в виду, относятся Иордания и Египет, не потому, как отмечают арабские комментаторы, что они обладают должным уровнем демократии для выполнения этой задачи, а потому, что они являются наиболее проамериканскими государствами, и, будучи государствами, заключившими официальный мир с Израилем, больше всех заинтересованы, чтобы палестинцы сделали то же самое.

Сирия также является для г-на Буша "ключевым региональным государством", однако, деля мир на страны, которые "либо с нами, либо против нас в войне против террора", он ясно дал понять, что Сирии еще предстоит определиться, к какому лагерю она принадлежит. Он призвал эту страну, в качестве доказательства своего стремления к миру, остановить поступление денег, снаряжения и новобранцев террористическим группам, "стремящимся к разрушению Израиля", в том числе организациям "Хамас", "Исламский джихад" и "Хизбалла".

К какому бы лагерю они ни принадлежали - будь они "умеренными" или "радикалами", как их классифицируют Соединенные Штаты - представители арабского мира не могут воспринять заявление г-на Буша о политике на Ближнем Востоке иначе, как, возможно, самое яркое на нынешний момент проявление неисправимой политики администрации США, направленной на дружбу с Израилем.

"Слепая поддержка Израиля", - провозглашает одна бейрутская газета; "Шаронское (заявление) по духу и букве, - отмечает другая газета, - сводящееся к тому, что Соединенные Штаты дают Израилю зеленый свет для распространения его агрессии против палестинцев также на Ливан и Сирию".

По их мнению, устанавливая такие суровые, практически даже невыполнимые условия для палестинцев, и не выдвигая ни одного действительно значимого условия Израилю, Буш фактически развязал Шарону (Sharon) руки для выполнения задач, которые стали теперь явными и неприкрытыми: новая оккупация Западного Берега реки Иордан, похороны достигнутых в Осло договоренностей, и замена Палестинской Автономии кукольной администрацией, номинально контролирующей максимум 42 процента территорий Западного Берега.

Сделанная палестинцам подачка - установление "временного" палестинского государства - выглядит последней военной хитростью в длинной череде уловок, которыми ближневосточное общественное мнение снабжалось практически три последних десятилетия: ее цель заключается в откладывании решения наиболее трудноразрешимых, связанных с "окончательным статусом" вопросов на неопределенное будущее. Однако в этот раз уловка выглядит более явной и более странной, чем когда-либо. "Временное государство для обеспечения постоянной оккупации", - пишет бейрутская газета "Al-Safir".

Пока не было сделано официальных заявлений, отражающих реальное арабское мнение, или, по крайней мере, Египта или Иордании. Они, как обычно, хватаются за каждую соломинку, каковой является, например, их страстное желание возобновления миротворческой деятельности и их зависимость в этом деле от Соединенных Штатов.

Президент Мубарак (Mubarak) назвал заявление Буша "сбалансированным", и заявил, что он "увидел в нем призыв к реформам в Палестинской Автономии, а не к смещению Арафата". Иордания посчитала "чрезвычайно важным то, что Соединенные Штаты в настоящее время берут на себя инициативу по прекращению конфликта".

Однако эти страны ясно осознают, что их явное молчаливое игнорирование американо-израильского стремления организовать свержение Арафата только еще больше ухудшит их репутацию в глазах арабской общественности, и без того уже недовольной бездействием и немощью официальных органов в палестинском вопросе.

Вместе с тем, речь не идет о том, что, будучи приглашенными участвовать в установлении новой палестинской "демократии", эти страны не будут выполнять работу Арафата. По крайней мере, именно это предполагают многие арабские комментаторы.

"Кто эти арабские деспоты, - спрашивает одна кувейтская газета, - проповедующие ныне демократию?" Все согласны с тем, что сами палестинцы, возможно, искренне хотят установления демократии, однако Соединенные Штаты и Израиль стремятся только к тому, чтобы существовал палестинский режим, чьи службы безопасности были бы под контролем Израиля, и чьи переговорщики просили бы не больше, чем Шарон готов им предоставить.

С самого начала своей национальной борьбы палестинцы всегда гордились своей так называемой "независимостью в принятии решений" от арабских режимов, которые стремятся использовать палестинский конфликт в своих собственных целях.

Смысл всего этого (заявления) не является секретом, заявляет иорданский комментатор Тарик Аль-Массарва (Tarik al-Massarwa), "смысл в том, чтобы вернуть палестинцев обратно в среду арабского повиновения". Можно ли этого добиться - это уже другой вопрос.