Бывший директор компании «Сибур» - крупнейшего в России производителя нефтехимической продукции - сидит в следственном изоляторе с 8 января. Генеральная прокуратура обвиняет его в том, что он продал, по меньшей мере, за 2,6 миллиарда рублей (это соответствует 86 миллионам евро) фирменное добро, которое, собственно, принадлежит Газпрому, дочерним предприятием которого и является «Сибур».
Годами преступления подобного рода в России, однако, никого не останавливали. На протяжении почти целого десятилетия государство контролировало крупнейшую и богатейшую компанию России только теоретически. Фактически же она являлась своего рода магазином для самообслуживания, в котором менеджеры прибирали к рукам ее ценности на многие миллиарды долларов.
Год назад Владимир Путин, наконец, понял, что дело зашло слишком далеко. В конце марта 2001 года президент заменил долголетнего главу Газпрома Рэма Вяхирева на 40-летнего экономиста Алексея Миллера. После смены руководства специалисты от экономики и политики стали напряженно наблюдать за экспериментом под названием «Газпром»: удастся ли новому шефу реформировать гигантское предприятие, на котором занято четверть миллиона человек и которое приносит в российский бюджет четверть всех поступающих налогов?
Мюллеру потребовалось несколько месяцев, чтобы получить представление об империи «Газпром». Затем он сменил почти весь управленческий аппарат. В качестве следующего шага он потребовал от некоторых менеджеров добровольно вернуть украденное. Когда это не помогло, как в случае с руководителем компании «Сибур» Голдовским, в дело вступили органы правосудия. Тем временем, Газпром не только вернул себе контроль над Сибуром. Московский коммерческий суд принял решение о возврате Газпрому также части его незаконно присвоенной собственности. Однако в своей попытке вернуть свое добро, Газпром находится еще только в начале пути.
Менеджеры-мошенники
Органы юстиции пока не потревожили никого из высшего руководства концерна: первый глава Газпрома Виктор Черномырдин является сейчас послом и уполномоченным Путина на Украине. Уволенный глава Газпрома Рэм Вяхирев завтра будет заседать на собрании акционеров в Наблюдательном совете. После этого он может спасаться бегством в Кремль, чтобы занять место советника. Тем временем Алексей Миллер начал внедрять в Газпроме финансовый контроль по западному образцу. В этом году на продажу на общую сумму в 300 миллионов евро выставляются сотни дочерних фирм или пакеты их акций, которые не имеют никакого отношения к добыче газа: яхт-клубы, санатории, мебельные фабрики.
Стоимость возросла вдвое
С момента прихода Миллера стоимость Газпрома выросла до 25 миллиардов долларов США, более чем в два раза. Прежний управленческий аппарат работал не только на свой собственный карман, он еще брал щедрые кредиты, которые тоже должны быть возвращены.
Член наблюдательного совета Борис Федоров считает необходимым продолжение реформ. Так, по его мнению, Кремль должен отказаться от своего контроля над Газпромом. В этом Федоров, разумеется, одинок. Председатель правления Миллер, в частности, заверяет, что для управления Газпромом «достаточно Закона об акционерных обществах». В действительности же Миллер регулярно докладывает о положении дел президенту Владимиру Путину. Борис Федоров тоже понимает: «Газпром для Кремля еще долго будет предприятием не таким, как все остальные».