Борис Березовский, бывший советник Бориса Ельцина, является сопредседателем оппозиционной партии "Либеральная Россия". Он проживает в ссылке в Лондоне
Члены самого эксклюзивного в мире клуба развитых демократических стран - "Большой Восьмерки"- вскоре соберутся на свою встречу в отделенном сельском поселке Кананаскис, провинция Альберта, Канада. Их повестка заполнена до предела. В ней главенствуют темы безопасности: контртерроризм, Афганистан, Индия и Пакистан, конфликт на Ближнем Востоке, ядерное разоружение. Глобальная экономика остается хрупкой, поэтому там будут горячо обсуждаться траектории доллара и евро, а также колебания на фондовых биржах США, Франции и Германии.
Что касается России, "Большая Восьмерка", в которую входят Соединенные Штаты, Великобритания, Германия, Франция Канада, Япония, Италия и Россия, несомненно, осуществляет мониторинг событий на окраинах бывшего Советского Союза. Но события внутри самой России не столь сильно заботят участников саммита в Кананаскисе - или же, если и заботят, то лидеры "Большой Восьмерки" закрывают на них глаза в интересах сохранения единства. Ведь, в конце концов, "Большая Восьмерка" занимается глобальной стабильностью и кризисным управлением, а не проблемами и политикой отдельных стран.
В этом отношении "Большая Восьмерка" делает ошибку. Встреча ее лидеров будет успешной лишь отчасти, если они не сумеют подтолкнуть своего самого молодого члена к большей демократии. Страны с крупнейшей в мире индустриализованной экономикой принадлежат к "магическому кружку", основанному на общей приверженности либеральной демократии, капитализму и свободному рынку. Эти принципы заложены в любой работоспособный консенсус по торговле и социальным и многосторонним вопросам.
Немногие стали бы подвергать сомнению принадлежность России к этому "магическому кружку" только лишь на геополитических основаниях; несмотря на то, что ее экономика по размерам равна экономике Голландии, а демократический опыт не превышает 10 лет, Россия имеет много общего с Западом, включая и угрозу исламского фундаментализма, а также заинтересованность в стабильных мировых ценах на нефть. Нет вопроса, что мир более безопасен для демократии и капитализма с (перефразируя Линдона Джонсона (Lyndon Johnson)) Россией внутри палатки, "указывающей" наружу, нежели чем снаружи палатки, "указывающей" вовнутрь. Более того, российский президент Владимир Путин является реалистом, человеком, с которым - как сказала Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher) о Михаиле Горбачеве - мы можем вести дела.
Но это не должно освобождать г-на Путина от конструктивной критики клуба - особенно тогда, когда стабильность в России покупается за счет демократии. В конце концов, Россия не может быть стабильной, если она не станет демократической. Переход России к рыночной экономике сегодня является необратимым, но ее приверженность демократии неустойчива и, если судить по имеющимся свидетельствам, Россия склоняется к авторитаризму. В этом отношении г-н Путин терпит неудачу в руководстве Россией.
Совершенно очевидно, что он сделал кое-что хорошее. Его усилия по нормализации отношений с Соединенными Штатами, с Европой и с Организацией Североатлантического договора (НАТО) особенно важны для глобальной стабильности в контексте событий после 11 сентября. В своей стране он с начала 2001 года осуществил серию реформ, которые должны подталкивать Россию к созданию полностью функционирующей рыночной экономики. Решение Европейского Союза и Торговой палаты США в последние недели даровать России статус страны с рыночной экономикой является еще одним этапом на пути этой страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Однако политический контроль и выборы все еще находятся в руках немногочисленной элиты, а г-н Путин еще сильнее централизовал этот контроль, ограничив полномочия региональных губернаторов. Преступность, коррупция, слабая судебная система, недостаток прозрачности, плохое корпоративное управление и теневая экономика, подпитываемая взятками на миллиарды долларов, по-прежнему процветают в России. Государственный бюрократизм стал значительно хуже, чем был при советской власти.
Более того, положение дел с правами человека в России только ухудшилось, а не улучшилось с тех пор, как г-н Путин начал крепить свои отношения с Западом. Он практически искоренил свободную прессу. Он начал войну в Чечне, когда мог бы заключить с ними мир. Имеются свидетельства того, что ради оправдания этой войны он примирился с убийством российских граждан своей службой безопасности. В Чечне исчезают люди, их пытают, устраивают массовую резню, а сотни людей удерживаются за решеткой без суда. Теперь вот г-н Путин использует настоятельную необходимость международной борьбы с терроризмом для того, чтобы укрыть от международного пристального взора действия своего правительства. Представьте, если бы правительства Канады или Японии стали вести себя подобным образом. Это было бы немыслимо. Им бы за это накидали черных шаров.
Многие десятилетия "Большая Семерка" (ставшая теперь "Большой Восьмеркой") является одним из самых эффективных гарантов глобальной стабильности. Но это общее обязательство крепить международную безопасность ставится под угрозу, когда один из членов не соответствует основным условиям членства - а главными среди этих условий считаются либеральная капиталистическая демократия и права человека. Антидемократическая политика г-на Путина подрывает усилия России по установлению партнерских отношений с Западом и укреплению связей с другими лидерами "Большой Восьмерки". Уклоняясь от ответственности за развитие демократии, г-н Путин подводит как Россию, так и дело стабильности мирового порядка.
Миру приходится иметь дело с г-ном Путиным, чьи позиции дома и за рубежом в основном не оспариваются. Но, поскольку основные права и свободы российских граждан все еще не обеспечены, его коллеги по "Большой Восьмерке" имеют обязанность перед самими собой и перед их мандатом напоминать ему, не привлекая широкого внимания, о его ошибках и поощрять его к дальнейшему развитию России и расширению демократических свобод. Лидеры "Большой Восьмерки" должны воспользоваться этой возможностью в Кананаскисе.