Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Маленький словарь саммитов «Большой Семерки»

Жак Аттали дешифрует шаблонный лексикон «Большой Семерки/Восьмерки».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С тех пор как глобализация ускорилась, а советская угроза исчезла, американское могущество перестало маскироваться, теперь оно скрывается разве что за словарем, который все более обрастает «техническими» терминами. Этот словарь призван придать блеск собраниям и «беззубым» текстам, посвященным политике сверхдержавы, которая, как никогда прежде, единолично принимает решения. Мировое сообщество отныне - это только приманка, ширма, маскирующая непредсказуемые капризы единой империи

Вы говорите «Большая Восьмерка»? Некоторые слова неразрывно связаны с миром клуба богатейших стран планеты. Их, очевидно, можно найти в лексиконе международных институтов, таких как Международный Валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и Всемирная торговая организация (ВТО)┘ Совершим прогулку по словарю наиболее употребительных терминов из коммюнике «Большой Семерки» вместе с Жаком Аттали, которому принадлежит мировой рекорд по участию в этих форумах (11, в двух он участвовал в качестве шерпа). Сегодня он возглавляет компанию PlaNet Finance (микрокредит).

«Тексты непонятны и, следовательно, приемлемы для всех»

«За 35 лет существования, тексты «Большой Семерки», а затем «Большой восьмерки» становятся все менее понятными, поскольку те, кто их подписывает, все меньше времени уделяют их чтению, тексты практически загодя готовятся экспертами. На саммите обсуждаются лишь некоторые параграфы, так сказать, взятые в скобки, которые не согласованы заранее. Согласованные тексты написаны достаточно темно, чтобы быть приемлемыми для всех. И поскольку главы государств и правительств не читают этих текстов, хотя и подписывают их, они не считают себя связанными обязательствами.

Следовало бы вернуться к тому, что мы попытались осуществить с 1988 по 1991 год (в целом, тщетно). Тогда составлялись краткие политические коммюнике, в них ясно оговаривались обязательства, которые следовало выполнить (из этих коммюнике, например, вытекают договор в Киото 1989 года, создание службы по борьбе с отмыванием "Tracfin", реструктуризация долга стран Сахели и Мексики). Очень трудно выпустить такое коммюнике, поскольку каждая страна желает получить в нем свой параграф, каждый министр финансов и иностранных дел хочет внести свою фразу.

С тех пор как глобализация ускорилась, а советская угроза исчезла, американское могущество перестало маскироваться, теперь оно скрывается разве что за словарем, который все более обрастает «техническими» терминами. Этот словарь призван придать блеск собраниям и «беззубым» текстам, посвященным политике сверхдержавы, которая, как никогда прежде, единолично принимает решения. Мировое сообщество отныне - это только приманка, ширма, маскирующая непредсказуемые капризы единой империи. Это - способ заставить верить, что мир рационален, организован, что им управляют сообща, и что в нем царит справедливость. Это способ успокоить (на словах). А также - способ избежать вопросов. О том, например, как попытаться организовать это «мировое правительство».

Лексика приманки

Главные актеры. «Телескопированное слово, обозначающее предприятия и правительства, которые, как предполагается, имеют значительное влияние в деловой сфере. В реальности, на мировой сцене выступает лишь один актер - Соединенные Штаты. Все прочие названы так лишь иносказательно, понятия обретают емкость, но они пусты, лишены содержания».

Стратегический подход. «Выражение, позволяющее объявить великие принципы, не заботясь о конкретных мерах, позволяющих воплотить эти принципы в жизнь».

Международная финансовая архитектура. «Технократический способ обозначения совокупности международных финансовых институтов и рынка, который они, как предполагается, регулируют. В реальности, эта совокупность является чем угодно, только не архитектурой: нет ни плана, ни архитектора, только лишь «прекрасный беспорядок», в котором международные институты, за исключением ВТО, вынуждены играть все более смешную роль, перед лицом рынка, который становится все менее и менее регулируемым. И здесь слова - лишь средство убеждения, способ заставить верить, что уже существует то, что еще следовало бы создать. Говорить, что порядок уже существует, значит, избегать постановки вопроса о том, что следовало бы создать в реальности».

Способность. «Улучшение способности нации, государства, института к эффективному управлению и к эффективному выполнению своей миссии. Очень важная цель (которая подразумевает уровень образования и техническую оснащенность), отсутствие улучшения может стать поводом для задержки масштабных финансовых вливаний».

Демократическая или эгалитарная концентрация. «Сложное понятие о демократическом процессе, обычно используется для того, чтобы обозначить трудность объединения заведомо равных наций. На необходимости концентрации настаивают тем сильнее, чем очевиднее становится, что, в реальности, демократические отношения существуют скорее не между нациями, но «внутри» каждой нации в отдельности».

Дипломатия согласия или принуждения. «Создание международного консенсуса путем переговоров. Витиеватая формулировка, означающая необходимость концентрации; и вновь - туманное выражение, используется для «маскировки» единого указа «князя мира»».

Оценка паритета. «В принципе означает процесс контроля и взаимодействия между равными нациями или институтами, без иерархического подчинения, с заботой об эффективности и сотрудничестве. В реальности - способ господства сильных над слабыми, под прикрытием сотрудничества между равными. Поскольку «паритета» не существует. Есть лишь сверхдержава и вассалы, более или мене непокорные».

Мировое управление. «Способ передать представление об управляемом мире. Говорить так - значит делать вид, что управляемый мир существует. Ибо мир, который существует сегодня, не управляем. Ибо как управлять без правительства?

Следовательно «управление» - пустой термин, который скрывает огромную лакуну, отсутствие институтов планетарного масштаба, способных контролировать колебания рынка и бороться с несправедливостью. Таким способом «Большая восьмерка» пытается «проскользнуть», выступить в роли мирового правительства, не беря на себя ответственности, и не имея на это законных оснований».

Модель псевдо-консенсуса. «Саммит как дипломатический оксюморон».

Реструктуризация долга. «Вечное требование бедных стран, или граждан, испытывающих финансовые трудности. Франция, Италия и Канада очень часто ходатайствуют об этом в пользу стран Африки, расположенных южнее Сахары, и Латинской Америки, с недавнего времени - для стран Восточной Европы.

Обычно это право получают в последний момент страны, которые никоим образом не могут погасить свой долг: и вновь щедрость - ничто иное, как признание бессилия».

Выполнение обязательств. «Формулировка, обычно используемая для того, чтобы определить условия содействия по внедрению строгих экономических мер, которые следует принять и воплотить в жизнь в странах Юга. Редко обозначает обязательства, взятые странами «Большой Восьмерки».

Глобальная прозрачность. «Понятие, бессмысленно сложное и темное, обозначает обязанность информировать. В основном понимается как прозрачность рынка. Не имеет отношения к свободе слова».

«Но, в некотором смысле, «Большая Восьмерка» - лишь предтеча»

«Случается, что в языке «Большой семерки» можно найти знаки грядущих глубоких перемен. Именно в коммюнике форумов впервые появились такие термины как «глобализация» и «гибкость», задолго до того, как они стали реальностью. Следовательно, можно думать, что вошедшие в обиход понятия «международная архитектура» или «всемирное управление» станут однажды чем-то большим, чем покровом нищеты. Они могут стать наброском настоящего института планетарного масштаба по контролю над рынками.

Кроме всего прочего, для создания законного мирового правительства, будет достаточно объединить «Большую Восьмерку», Совет безопасности ООН и Временный комитет МВФ. Такое решение можно принять за 10 минут. И воплотить в жизнь менее чем за год. Однажды США пожелают это сделать, чтобы не брать на себя всю ответственность за ситуацию в мире».