Встреча с Кондолизой Райс, советником президента Буша по национальной безопасности
- В последние дни напряженность на Ближнем Востоке выросла вдвое. Какую роль должна сыграть Америка в разрешении конфликта?
- 4 апреля президент Буш уже говорил об ответственности каждой из враждующих сторон за восстановление мира. Лидеры арабских стран должны проявить решительность и включиться в мирный процесс, отвергнуть терроризм и прекратить любую помощь террористам и их финансирование. Израильтяне, в свою очередь, отвечают за улучшение условий жизни своих соседей палестинцев, которым приходится очень тяжело. Соединенные Штаты понимают израильтян, когда те говорят о необходимости защищать себя, они имеют на это право. Но они должны защищаться, не забывая о будущем, должны встать на путь к миру. Наконец, необходимо, чтобы палестинские лидеры больше делали для своего народа и не забывали о его интересах, вместо того, чтобы причинять ему еще большие страдания. Кроме того, в последние недели президент много говорил о реформе палестинских институтов, поскольку Палестинское государство не может быть основано на терроризме и коррупции, для этого нужны новые демократические институты, которые работали бы эффективно.
- Вы по-прежнему не видите будущего для Ясира Арафата в регионе?
- США не пытаются выбирать палестинских лидеров. Важен не тот или иной человек, не та или иная личность. Проблема не ставится так: «Арафат или не Арафат». Проблема иная: палестинцы должны назвать руководителей и создать институты, которые позволят им смотреть в будущее.
- Каким Вам представляется образ временного государства, и палестинское государство в его «окончательном» варианте? Вы разработали календарь?
- Президент уже уточнил, что для решения проблемы Ближнего Востока необходимы два государства, живущие бок обок: Израиль и Палестина. Президент подчеркнул, что уже сейчас следует начать создание институтов нового государства, основанного на демократии, открытости и ответственности. Это, конечно, подразумевает прекращение израильской оккупации и проведение переговоров по вопросу о границах. Но на данный момент мы обеспокоены усилением антиизраильского терроризма. Нас беспокоит также и положение палестинского народа, которое продолжает ухудшаться, поскольку до сегодняшнего дня не появилось руководителей, способных разрешить эти проблемы.
- Лежит ли на Израиле особая ответственность в разрешении кризиса?
- Конечно! И президент Буш уже говорил об этих задачах. Мы сказали израильтянам, что если требования безопасности будут соблюдены, то свобода передвижения должна быть восстановлена. Кроме того, палестинцы должны получить возможность работать в Израиле, чтобы экономика территорий смогла возродиться. Но все это требует, чтобы палестинские и арабские руководители ясно выступили против террористических актов. Обе стороны должны решить поставленные задачи, должны взять на себя инициативу.
- Похоже, что для американского правительства решение палестино-израильского конфликта отходит на второй план, а на первое место ставится иракская проблема┘
- Обе эти проблемы имеют огромную важность, каждая из них требует разрешения. Но для нас ясно, что Саддам Хусейн (Saddam Hussein) и его режим угрожают стабильности в мире. Этот режим дважды пытался создать ядерное оружие в 1981 и 1991 годах, изгнал международных инспекторов, поскольку ему есть, что скрывать. И он использовал оружие массового поражения против собственного населения. Это опасный режим, и президент ясно сказал, что такое положение дел неприемлемо.
- Может ли Америка начать боевые действия против Ирака без соответствующих договоренностей со своими арабскими и европейскими союзниками?
- Президент Буш придает огромную важность этим союзам и рассчитывает на поддержку со стороны наших друзей. Но он еще не определился, каким образом следует действовать против Ирака. Поэтому, на данный момент, не существует коалиции против Ирака, как таковой. В то же время, президент достаточно ясно показал: было бы абсурдным отрицать существование иракской угрозы.
- Внешнюю политику администрации иногда называют односторонней┘
- Я не вижу оснований для таких предположений. Президент пошел на неожиданное сближение западного альянса и России - одно это заслуживает внимания; он создал антитеррористическую коалицию, не имеющую аналогов в Истории; он предложил рекордное увеличение объема американской помощи за последние 20 лет и внес свой вклад в организацию нового раунда переговоров в Дохе, что после событий в Сиэтле казалось практически невозможным. Он сотрудничает и с другими странами, близко к сердцу принимая их интересы, идет ли речь о наших старых союзниках или о новых друзьях, будь то Россия, или слабые государства, нуждающиеся в нашей помощи. Создание альянса и коалиции - неплохой итог 18 месяцев работы!
- В то же время, выход из Договора по ПРО, а также отказ ратифицировать соглашения, подписанные в Киото, выглядят резкими┘
- Президент любит ясно объявлять свои цели и высказывать свою точку зрения, но выход из договора по ПРО нельзя назвать резким. Потребовалось время для того, чтобы представить аргументы в пользу этой инициативы, чтобы оставить в прошлом доктрину о «взаимном уничтожении», ставшую бесполезной. Наконец, в вопросе об окружающей среде, дружба и союзнические отношения не могут заставить Америку подписать договор, который не отвечает ее интересам. Соглашения в Киото требуют сокращения потребления электроэнергии на 30%, что разрушило бы американскую экономику и принесло бы вред экономике европейской.
- Должна ли Америка быть «мировым жандармом»?
- Мы не хотим, чтобы так было. Америка несет особую ответственность за международную безопасность, благодаря своей величине и влиянию, но многие наши друзья и партнеры также могут внести свой вклад в мировую стабильность. В Сьерра-Леоне, нигерийцы, подготовленные американцами, сыграли очень важную роль. Австралийцы взяли на себя бремя Восточного Тимора. Турки пришли на смену британцам в Афганистане. Европейцы играют важнейшую роль в балканском урегулировании, хотя, американцы также задействованы в этом регионе. Ответственность можно разделить.
- Верите ли Вы в систему европейской безопасности, и как она сочетается с НАТО?
- Да, мы верим и думаем, что эта система обретет реальную способность к действию, и не будет способствовать уменьшению роли НАТО, равно как и не станет простым довеском. НАТО является главной организацией безопасности в Европе, и она играет важную роль в сближении Востока и Запада. Но силам европейской безопасности также отводится важная роль. Эта система пока что нуждается в ресурсах. В целом, расходы на оборону в европейских странах далеко не адекватны. Все страны несут на себе ответственность, в том числе и за трансформацию, модернизацию вооруженных сил в целях противостояния новым угрозам.
- Удовлетворены ли Вы сотрудничеством с европейцами в борьбе с терроризмом?
- Абсолютно. Во всем мире страны все больше осознают меру своей ответственности в этой борьбе. Но Европа оказывает огромную поддержку, это касается как НАТО, так и Европейского Союза. Поскольку все в мире признают, что террористическая угроза нависла не только над Соединенными Штатами. Теракты 11 сентября могли быть совершены в Лондоне или в Париже, а не в Нью-Йорке.
- Франция часто оказывается в оппозиции к Америке, и, кажется, Вас это ставит в затруднительное положение┘
- Я изучала Францию, и мы взаимодействуем уже давно. Франция - хороший друг, у нас общие ценности, даже если бывают разногласия. Вы имеете ввиду речь президента Буша, в которой он говорил об ужасах, которые происходят в Ираке и Северной Корее, и о меньшинстве, которое находится у власти в Иране, не будучи избранным. К большому удивлению американцев, у некоторых европейцев действия США вызвали большее беспокойство, чем эти ужасы. Мы сочли нужным напомнить, что распространение и защита наших ценностей - в общих интересах. Но мы по-прежнему поддерживаем дружеские отношения с европейцами, и, в частности, с Францией. В конце концов, Лафайет-парк находится по другую сторону улицы┘