Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что есть у России?

Пытаясь соревноваться с Соединенными Штатами в военных возможностях, бывший Советский Союз накопил огромные запасы оружия массового поражения и опыт его создания

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Радиоактивные материалы в разных количествах используются на тысячах объектов в исследовательских, промышленных и медицинских целях. Эти материалы, хотя их количество обыкновенно невелико, могут быть достаточными для изготовления "грязных бомб". Охраняются они недостаточно надежно, а иностранная помощь на совершенствование систем физической безопасности таких объектов невелика. Это наименее изученная область, но сегодня она вызывает растущую озабоченность.

IМосква, 24 июня 2002 года. Пытаясь соревноваться с Соединенными Штатами в военных возможностях, бывший Советский Союз накопил огромные запасы оружия массового поражения (ОМП) и опыт его создания, что явилось результатом деятельности военно-промышленного комплекса (ВПК), который потреблял существенную долю ресурсов региона. Сегодня в плане ОМП результаты таковы:

Ядерное оружие. В боевом составе находятся оценочно 5500 стратегических ракет с ядерной головной частью; имеются несколько тысяч тактических ядерных боеприпасов; несколько тысяч ядерных боеголовок ракет находятся в складском хранении. Наилучшим образом защищены от утраты или воровства те ядерные головные части, которые пристыкованы к ракетам. На складах хранятся более 600 т оружейных ядерных материалов; еще 600 т содержатся примерно в 40000 ядерных боеприпасов. Закупки ядерных боеприпасов резко сократились, особенно после снятия в 2001 году с должности министра обороны Маршала Сергеева, убежденного сторонника "холодной войны". В прошлом году не было заказано ни одного ракетного комплекса "Тополь-М"; вместо этого скудные военные ресурсы были направлены на закупки обычных систем оружия.

Что касается инициатив по снижению угрозы, на которые выделяются значительные иностранные ассигнования, то здесь обеспечивается широкий доступ (к объектам российского ОМП - прим. пер.) и предоставляется соответствующая информация. Это такая область, где наиболее сильно действует тщательный международный контроль. В этой области России оказана наибольшая помощь с целью снижения опасности распространения (ОПМ - прим. пер.). Сюда входят помощь, позволяющая переучивать военных специалистов в атомградах на мирные специальности; помощь в очистке от ядерного загрязнения; переработка и закупка ядерных материалов; усилия по совершенствованию систем физической безопасности объектов ядерного оружия. Остаются проблемы с выводом из боевого состава ядерных систем оружия, особенно атомных подводных лодок. Россия пока что блокирует широкие соглашения, ограничивающие обязательства международных подрядчиков, которые участвуют в мероприятиях по очистке от ядерного загрязнения.

Химическое оружие. На семи площадках заскладированы оценочно 40000 т боевых отравляющих веществ (ОВ). Россия подписала конвенцию по химическому оружию, и иностранные специалисты имеют доступ на склады боеприпасов в химическом снаряжении и боевых ОВ. Предоставляются значительные иностранные ассигнования на уничтожение запасов химического оружия, не меньшие суммы выделяет и сама Россия - причем этот процесс заметно ускорился после того, как в 1999 году ответственность за снятие с вооружения и уничтожение химических боеприпасов перешла к находящемуся в ведении гражданских властей агентству по боеприпасам. Однако уничтожение пока не началось, и Россия формально попросила перенести определенный конвенцией конечный срок избавления от химического оружия с 2007 на 2012 год, что все еще может оказаться слишком амбициозной целью.

Биологическое оружие. Это область, окутанная самой сильной завесой тайны. Имеются три военных научно-исследовательских центра, куда иностранных наблюдателей никогда не допускали. Руководство центров бывшего научно-производственного объединения (НПО) "Биопрепарат", которое под прикрытием гражданской продукции производило биологическое оружие, утверждает, что они проводят исследования биотехнологий и больше не занимаются военными делами. Не существует никаких процедур проверки. Это отчасти объясняется отказом Соединенных Штатов согласиться на создание международного органа инспектирования биологического оружия. (США утверждают, что визиты иностранных ученых в американские центры биотехнологий могут привести к разглашению коммерческих тайн.) Российское правительство заявляет, что все запасы биологического оружия уничтожены, но военные говорят, что все еще существуют обширные коллекции культур.

Старые угрозы. Первый удар. Российская военная доктрина, опубликованная в 1993 году и вновь подтвержденная в 2000 году, копируя стратегию Организации Североатлантического договора (НАТО), предусматривает первый ядерный удар как крайнее средство. Первый ядерный удар, в принципе, может быть нанесен в случае угрожающего российской территории или российским вооруженным силам нападения ядерной державы или неядерной державы, находящейся в военном союзе с ядерной державой.

Хотя в российской военной иерархии все еще пользуются убедительным влиянием сторонники "холодной войны", а дислокация Вооруженных сил России по прежнему отражает логику конфликта в Европе, высказываемые политиками и военными мнения все сильнее склоняются в пользу необходимости иметь малочисленные мобильные группировки сил с обычным вооружением в новых "горячих точках" на южных границах России: в Чечне, вдоль границ с Грузией и со среднеазиатскими странами. Владимир Путин недавно вновь подчеркнул важность российского военного присутствия в Каспийском регионе. Усиливается озабоченность политиков растущей ролью Китая.

Утечка опасных материалов. Периодически появляются сообщения о техногенных катастрофах, включая и недавний пожар на ракетной базе под Москвой. В прошлом бывали редкие крупномасштабные катастрофы (выбросы радиоактивного излучения в Челябинске в 1960-х годах; утечка бактерий сибирской язвы в Екатеринбурге в 1979 году), хотя в постсоветский период никаких сообщений о серьезных катастрофах не поступало.

Новые угрозы. "Грязные бомбы". Радиоактивные материалы в разных количествах используются на тысячах объектов в исследовательских, промышленных и медицинских целях. Эти материалы, хотя их количество обыкновенно невелико, могут быть достаточными для изготовления "грязных бомб". Охраняются они недостаточно надежно, а иностранная помощь на совершенствование систем физической безопасности таких объектов невелика. Это наименее изученная область, но сегодня она вызывает растущую озабоченность.

Распространение. Ученые. Десятки тысяч ученых и технических специалистов участвовали в военных программах Советского Союза, хотя число тех, кто обладает достаточными познаниями для того, чтобы помогать в разработке ОМП в других странах, куда меньше. Сегодня научно-исследовательские центры слабо финансируются или закрываются, зарплаты их сотрудников в реальном выражении составляют малую толику прежних уровней, а традиционные льготы (например, дешевые продукты питания) в бывших научно-исследовательских учреждениях больше не существуют. Со стороны иностранных организаций, таких, как Международный центр науки и техники (International Science and Technology Center), делаются попытки развивать международное сотрудничество ученых и проявляются инициативы в вопросах коммерческого партнерства. Большинство российских ученых получают сравнительно низкие зарплаты, но говорят, что в последнее время их ситуация улучшается после действительно тяжелых времен в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

Министр обороны России Сергей Иванов, в прошлом высокопоставленный сотрудник Комитета государственной безопасности/Федеральной службы безопасности (КГБ/ФСБ), сказал, что у него нет данных, которые бы свидетельствовали о том, что материалы или оборудование для производства ОМП попали в иностранные руки, но добавил, что, возможно, имели место случаи отъезда заграницу ученых и передачи опыта. Большинство заявлений российских агентств о случаях распространения в последнее десятилетие проверить невозможно. Мотивами таких заявлений вполне могло быть стремление получить из-за границы дополнительные фонды, желание оправдать собственное существование и доказать свою полезность.

Охрана. Эту вызывающую беспокойство область нередко игнорируют. Поскольку охрана российских объектов ОМП официально возложена на военных, иностранное влияние и финансирование с целью помощи в налаживании охраны ограничены. В российских средствах массовой информации (СМИ) регулярно появляются сообщения о кражах, самоубийствах, случаях насилия и деморализации среди рядовых охранников, которые получают мало и не имеют приличного жилья. Ситуация может ухудшиться, принимая во внимание нынешние планы резкого сокращения численность Вооруженных сил.

Физическая безопасность. В Содружестве независимых государств (СНГ) регулярно сообщается о кражах радиоактивных материалов. Исследования американских организаций задокументировали отсутствие дверей или незапертые двери и низкую эффективность охранных систем на объектах, где хранятся радиоактивные материалы. Но то, что поначалу называют "оружейными" радиоактивными материалами, зачастую оказывается низкокачественными материалами, непригодными для изготовления ядерных боеприпасов.

Экспорт. Внимание (зарубежных организаций - прим. пер.) привлекают поставки российских ядерных материалов и технологий гражданской атомной энергетике Ирана. Атомный реактор в районе города Бушер (Bushehr) был первоначально задуман немецкими компаниями. Россия этот проект забрала себе, и сегодня он находится в завершающей стадии поставок оборудования по контракту на общую сумму более 800 млн. долл. США. Соединенные Штаты считают этот проект "двойным риском" - иными словами, полагают, что он может быть приспособлен для военных целей. Россия настаивает, что предусмотрены достаточные гарантии для предотвращения подобного развития событий.

СНГ. Многие доказывают, что бывшие советские республики, ныне входящие в состав СНГ, с точки зрения распространения ОМП представляют больший риск, чем Россия. Большинство стран в экономическом отношении живут беднее, продолжают эксплуатировать бывшие советские военные объекты и хранить военные запасы, а также имеют специалистов, ранее работавших над военными программами. Однако объекты и ученые рассредоточены сильнее, чем в России. Например, все 10 "закрытых городов" Советского Союза, занимавшихся военными ядерными исследованиями и разработками, расположены на территории России, а не ее соседей.